Опубликовано: 13.06.2019

Более половины россиян теперь покупают товары только по акциям

Более половины россиян теперь покупают товары только по акциям

Падение реальных доходов народонаселения и конкуренция розничных сетей за покупателя привели к тому, что более 50% россиян приобретают товары только со скидками. В кой-каких торговых сетях уже задумались о том, чтобы ограничить промоактивность. Но отказаться от скидок участники рынка могут только синхронно, а для такого шага предпосылок пока нет, указывают эксперты.

По итогам 2018 года часть россиян, покупающих товары со скидками, достигла 50,6%, подсчитали в исследовательской компании Ipsos Comcon для “Ъ”. Таким образом, показатель впервые превысил психологически значительную отметку 50%. Для сравнения: в 2016 году он был на уровне 41%, а годом позже достиг 45%. Потребитель привык экономить и готов ожидать начала скидок, понимая, что рано или поздно торговые сети предложат тот или иной товар по акции, констатируют в Ipsos. В «Nielsen Россия» добавляют, что в кой-каких категориях товаров повседневного спроса доля промо достигает уже 70% и продолжает расти. По данным компании, в первом квартале 2019 года часть экономящих россиян увеличилась на семь процентных пунктов, до 69%. Число респондентов, которые переключаются на более доступные продуктовые товары, за тот же период выросло c 55% до 57%.

Рост числа россиян, стремящихся к экономии, в основном связан с продолжающимся падением доходов народонаселения и индекса потребительского доверия, отмечают в Nielsen. Так, по данным Росстата, в первом квартале 2019 года реальные доходы народонаселения упали на 2,3% год к году. Индекс потребительского доверия за тот же период опустился с 65 до 62 пунктов и достиг исторического минимума.

Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков указывает, что в натуральном обороте продажи продуктов питания до сих пор не достигли докризисного уровня 2013 года.

По словам Дмитрия Вострикова, розничный рынок очутился в таких условиях, когда промо постепенно приводит к сокращению доли товаров, продающихся без акций. «Полностью отказаться от бездонных скидок в ситуации низкой покупательной способности населения довольно сложно, так как операторы розничной торговли должны это сделать синхронно. По-иному в выигрыше останется сеть, которая сохранит скидки», — поясняет господин Востриков.

Увлечение акциями и скидками приводит к размыванию ценности марки и снижению ее стоимости в глазах покупателей, что в перспективе негативно сказывается на торговлях, предупреждает исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. По его словам, на этом фоне сети и производители уже меняют подход к стимулированию покупателей, усердствуют предлагать не скидку, а, к примеру, программы накопления баллов.

В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») сообщают, что в 2018 году приняли решение стабилизировать промоактивность и не наращивать количество товаров, отпускаемых по акциям. Сейчас доля промо в лавках X5 сохраняется на уровне 35%, заявил представитель компании. В группе «М.Видео-Эльдорадо» говорят, что доля промо в сегменте бытовой техники и электроники заключительные два-три года превышает 50% из-за конкуренции как среди сетей, так и производителей. Это подтверждают в объединенной компании «Связной-Евросеть». Но там надеются, что в 2020 году часть промо начнет сокращаться. В Leroy Merlin заверяют, что в магазинах сети нет товаров, продающихся со скидками.

Директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos Comcon Людмила Новиченкова полагает, что предпосылок к несогласию от покупок через скидки и специальные предложения пока нет. С одной стороны, население не ожидает дальнейшего ухудшения ситуации в экономике, с иной — розничные сети сами продолжают вести активные промокампании, отмечает она. По мнению госпожи Новиченковой, противодействующим сегодня можно наименовать разве что набирающий силу тренд осознанного потребления, но такое поведение присуще только очень небольшой группе людей со посредственным и выше среднего уровнем доходов. Дмитрий Востриков полагает, что выбраться из ловушки глубоких скидок сети смогут прежде итого за счет отличного от конкурентов товарного предложения.

Источник