Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Опубликовано: 12.07.2019

Чем грозит производителям пластиковых пакетов новая политика торговых сетей

Чем грозит производителям пластиковых пакетов новая политика торговых сетей

Одинешенек из последних трендов в российской рознице — отказ от использования одноразовых пластиковых пакетов. В борьбе за потребителя, который стал предъявлять жесткие заявки к соблюдению экологических стандартов, ритейл уже почти полностью отказался от выдачи бесплатных полиэтиленовых сумок на кассах и продвигает альтернативную упаковку. Производители пластиковых пакетов, объем базара которых превышает 60 млрд руб. в год, уже ощутили падение спроса и опасаются потерять до половины бизнеса. Выход они видят в первую очередность в развитии утилизации пластика в стране и более активном использовании вторичного сырья.

По подсчетам ООН, ежегодно в мире появляется немало 300 млн тонн пластиковых отходов. Экологи связывают проблему прежде всего с распространением различных видов одноразовой пластиковой упаковки, вводя пакеты и пищевые пленки. Как отмечают в российском отделении «Гринписа», виноваты в этом в том числе и торговые сети. Благодаря размашистому набору упакованных продуктов и категории FMCG — товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью — пластик встречается в каждом отделе обыкновенного супермаркета, отмечают в организации. Главной причиной роста числа подобных отходов считается распространение одноразовых пластиковых пакетов.

Желая российские торговые сети признают, что пока не могут полностью отказаться от этого вида упаковки, они начали постепенно сокращать ее использование. Так, ныне почти все крупные игроки перестали выдавать на кассе бесплатный полиэтилен и все активнее предлагают альтернативы.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров вяжет стремление российского ритейла снижать оборот пластиковых пакетов с изменением запросов покупателей. Российские потребители демонстрируют нацеленность на крепкий образ жизни и с большим вниманием относятся к социальной и экологической ответственности торговых сетей, поясняет он. Прежде всего выговор идет о молодой платежеспособной и потенциально наиболее интересной ритейлу аудитории, борьба за которую особенно обострилась на фоне всеобщего усиления конкуренции между игроками.

В X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») говорят, что не раздают даром пластиковые пакеты на кассе в магазинах, что позволяет снижать объем потребления одноразовой упаковки. В результате, по словам представителя компании, в 2018 году лишь каждая четвертая покупка товаров сопровождалась покупкой одноразового пакета. В качестве альтернативы X5 предлагает многоразовые сумки, каких за прошлый год было продано около 3 млн штук, и в некоторых регионах бумажные пакеты.

«Магнит» также отмечает снижение потребления полиэтиленовых пакетов в своих торговых точках и предлагает покупателю многоразовые сумки и бумажные пакеты. В сети Globus рассказали, что торговли пластиковых пакетов второй год подряд падают на 5-10%. «Мы связываем этот регресс с двумя факторами: экономией покупателей в связи с падением реальных доходов и немало осознанным отношением к экологии. Покупатели активнее переходят на многоразовые аналоги — хозяйственные сумки и авоськи, которые можно использовать неоднократно», — говорит представитель компании. В «Ленте» также спрос на альтернативу пластиковым пакетам растет, но «незначительно».

Ситуация выглядит угрожающей для производителей пластиковой упаковки. Однако, несмотря на инициативы ритейлеров и расположение покупателей, пока масштабного обвала на их рынке не наблюдается.

Директор новосибирского ООО «Нео-Пак» (по собственным данным, в 2016 году выпустило возле 65 млн пакетов) Александр Ладан отмечает, что точных данных по объему продаж в России пластиковых пакетов нет. В целом, сообщает он, в 2018 году объем производства пластиковой тары и упаковки в стране вырос примерно на 6,9%, до 110 млрд штук.

По оценкам опрошенных «Ъ» участников базара, объем производства всех пластиковых мешков и сумок, включая одноразовые пакеты, в России в 2018 году может быть на степени 41,7 млрд штук.

Источник