Опубликовано: 09.01.2019

Как производитель соков приучает Россию к растительному молоку

Как производитель соков приучает Россию к растительному молоку

«Сады Придонья» первыми в России запустили массовое производство растительного молока, чтобы отвоевать 15% базара у традиционной молочки.

В конце 2016 года в штабе компании «Сады Придонья» под Волгоградом проходило совещание под грифом «сверхсекретно». За затворёнными дверями президент Андрей Самохин, завпроизводством, технолог и руководители маркетинговой и финансовой служб обсуждали новый проект. Почти 20 лет компания занималась необыкновенно соками и пюре из овощей и фруктов, а теперь решилась производить растительное молоко из овса. «Мы готовились не просто к запуску новоиспеченной категории, а к выходу на новый для страны рынок альтернативы молоку, где нас обязательно будут копировать», — объясняет Самохин.

Вытекающий год был непростым: баснословные траты на оборудование, тысячи литров отходов в поисках идеального вкуса и цвета напитка. В ноябре 2017-го с конвейера вышли первые 42,5 т овсяного напитка Nemoloko. Весной 2018-го новинка показалась на полках магазинов крупных сетей — «Ашан», «Лента» «Дикси», Fix Price. В планах Самохина составить конкуренцию традиционной молочке. На это у него уже удалилось около €20 млн, но фруктовый магнат не намерен останавливаться.

Основатель и глава одного из крупнейших в Европе переработчиков растительного сырья «Садов Придонья» Андрей Самохин вечно хотел быть первым на рынке. «Третье место меня категорически не устраивает», — признавался он Forbes пять лет назад. От иных игроков рынка его отличает собственная сырьевая база — около 8000 га яблоневых, вишневых, сливовых садов и овощных пустотелее. В 2017 году холдинг выпустил 650 млн единиц готовой продукции, но компания по-прежнему уступает крупнейшим производителям безалкогольных напитков АО «Мултон» и PepsiСo. По подсчетам Российского альянса производителей соков, «Сады Придонья» занимают около 11,3% рынка.

Выход в категорию dairy alternatives (альтернативы молочной продукции) совпал с несколькими факторами. Во-первых, вследствие кризиса крышки 2014-го в России в 2015 году сразу на треть сократилось производство соков. Coca-Cola и PepsiСo закрыли часть заводов, а покупатели сделались потреблять более дешевые сокосодержащие напитки. В «Садах Придонья» говорят, что падения тогда не заметили, хотя, согласно отчету компании, в 2015 году динамика по сокам была нулевой. «Мы не упали, потому что осталось поле для развития. Было куда вырастать», — объясняет Самохин. С 2015 года он не отказался ни от одной из запланированных инвестпрограмм и даже открыл новый комплекс по переработке яблок в Саратовской районы.

Чуть позже «Сады Придонья» вывели на рынок фруктовые и овощные коктейли со злаками «Easy Смузи». «Кушать у нас такая тенденция: ежегодно внедрять что-то инновационное — формат упаковки, продуктовую линейку, технологическое оборудование», — сообщает Ирина Самохина, вице-президент по стратегическому развитию. В 2016 году подчиненные Самохина предложили расширить ассортимент «парочкой напитков» из dairy alternatives, что не на шутку подогрело начальника: это отдельный рынок, который отсутствует в России, и его нужно немедленно завоевывать.

«Российский рынок dairy alternatives — весьма молодой (около 10 лет), при этом динамичный. По сравнению с прошлым годом он вырос более чем в два раза», — комментирует Татьяна Семина, директор по развитию бизнеса «Danone Россия» (французской Danone относится известный в мире бренд в сегменте растительной альтернативы Alpro). Рост происходит на фоне падения продаж традиционной молочной продукции. Аналитики Nielsen высчитали, что в 2017 году на этом рынке в России не росли 14 из 16 категорий товаров. «Сильных производителей все меньше, а фальсификата с добавлением пальмового масла все вяще, — подтверждает Самохин. — Для нас это отличная возможность предложить альтернативу».

Источник