Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Опубликовано: 12.08.2019

Останется ли уникальный Музей упаковки бездомным?

В 1999 г. в самом середине Москвы, в одном из залов Политехнического музея по инициативе журнала «Тара и упаковка» открылся Музей упаковки. Скоро он сделался очень популярным не только у студентов новых «рыночных» специальностей и специализаций, но и у дизайнеров, маркетологов, предпринимателей из самых различных отраслей экономики. К сожалению, в конце 2010 г. Политехнический музей был закрыт на долгосрочную реконструкцию. И уникальный Музей упаковки очутился «без крыши»… Предлагаем вниманию читателей беседу с руководителем музея и директором и главным редактором журнала «Тара и упаковка» Игорем Смиренным о судьбине необычного музея.

История упаковки насчитывает немало лет. Каким образом старинные образцы тары и упаковки могут сохраниться и угодить в музей, ведь особенность тары и упаковки состоит в том, что её обычно просто выбрасывают?

Действительно, история упаковки тесно связана с историей человечества. Первые праупаковки – листья и кору деревьев, шкуры звериных, глину – использовали ещё первобытные люди. С развитием товарообмена, а потом торговли, происходило и развитие упаковки. Сегодня, в условиях реальной базарной экономики, упаковка во всем мире считается её главным инструментом, главной движущей силой.

Останется ли уникальный Музей упаковки бездомным?

В СССР, в условиях планово-распределительной экономики и отсутствия конкуренции упаковка утилитарны полностью утратила свое рыночное значение. В течение многих десятилетий упаковка ассоциировалась с ненужным мусором. В результате многие упаковки подлинно стали весьма редкими артефактами.

И всё же, некоторые из них сохранились – случайно или благодаря коллекционерам. Для специалистов любая упаковка или этикетка – это физический исторический документ, который может многое рассказать о том времени, в которое он был выпущен.

Какие цели и задачи ставилась при создании Музея упаковки?

Задач у нашего Музея несколько. Во другой половине 90-х гг. ХХ в. в России впервые (!) в системе высшего образования была введена новая специальность «Технологии и дизайн упаковочного производства», а на кафедрах дизайна и индустриальной графики университетов и колледжей появилась новая специализация – дизайн упаковки. Но дело в том, что в предыдущие годы в стране не был создано систематичного образования в этой сфере, отсутствовала образовательная база. В стране не было образовательных программ, учебников, справочников, не было квалифицированных преподавателей. А ведь упаковка в условиях реальной базарной экономики охватывает очень широкий круг вопросов, связанных жизнью человека – это и сырьевая база, и производство неопасных упаковочных материалов и изделий, и дизайн, и торговля (включая экспорт), и экология – утилизация упаковочных отходов. Поэтому основная задача Музея упаковки – просветительство и образование.

Поскольку упаковка считается инструментом рыночной экономики, сохранившиеся образчики упаковки разных исторических эпох, можно считать артефактами, демонстрирующими развитие мировой и национальной экономики. В этой связи история упаковки в России и в СССР – вообще уникальна! Восстановить её – вот одна из задач Музея.

Музей остро необходим нынешним дизайнерам и предпринимателям. Дело в том, что в XIX – начале ХХ вв. российскими художниками и предпринимателями был создан «русский стиль» оформления упаковки, какой был известен во многих странах Европы, Азии и даже Америки. После 1917 г. он был полностью утерян.

В 50 – 80 гг. ХХ в. в СССР художниками комбината «Союзпродоформление» был создан «советский манера» оформления упаковки, который был известен на «1/6 части суши» и в странах социалистического лагеря. Но, увы, итого лишь несколько самых ярких советских брендов нам известны сегодня. И «советский стиль» оформления упаковки в 1990-е годы также был утерян. Таким манером, на мой взгляд, полностью утеряны национальные особенности российской упаковки. Царствует прозападная эклектика, при которой эффективную экспортную политику не выстроишь. Поэтому ещё одна цель создания и работы Музея – найти и восстановить национальные особенности российской упаковки.

Как сформировалась экспозиция музея? Как она велика? Чем может гордиться коллекция ваших экспонатов?

Собирать коллекции образцов упаковок и этикеток мы начали одновременно с выпуском журнала «Тара и упаковка» в начине 1990-х гг. Я всегда был связан с миром коллекционеров, собирал марки, банкноты… Тогда коллекционеры мало внимания обращали на упаковку (впрочем, как и все в краю). Были, конечно, собиратели спичечных или винно-водочных этикеток. Огромную лепту в формирование коллекций, собираемых сотрудниками редакции, и создание Музея внес старейший преподаватель «Строгановки» – покойный Борис Николаевич Рахманинов. В формировании собраний нам помогали и художники-оформители комбината «Союзпродоформление», существовавшего в СССР в 1950 – 80-е гг.… Собирать экспонаты Музея, разумеется, помогали и коллекционеры.

Кстати, советские и постсоветские музеи образцы упаковок и этикеток не считали артефактами, достойными экспонирования, не обращали на них внимания… Наверное, по этим причинам нам удалось собрать очень интересные коллекции. Ведь, по сути, мы были первыми, кто начал собирать образчики упаковок и этикеток комплексно. И эти коллекции постоянно пополнялись и пополняются в настоящее время. Начиная с середины 1990-х гг. наш журнал совместно с партнёрами каждогодне организует и проводит конкурсы на лучшую упаковку и этикетку. Так вот, упаковки и этикетки – победители этих конкурсов – попадают в запасники, в архивы нашего Музея.

В итоге собраны тысячи образцов упаковок и этикеток. И, конечно, гордостью, и я бы сказал, изюминкой коллекции, являются упаковки и этикетки, созданные популярными русскими художниками в XIX – начале ХХ в. В то время над их созданием, например, работали братья Васнецовы, И. Билибин, М. Врубель, К. Малевич и др. Огромный заинтересованность представляют образцы упаковок и этикеток, созданных и в первые годы советской власти, например, в рамках треста «МОССЕЛЬПРОМ» или парфюмерно-косметического треста «ТЭЖЭ» (А. Родченко, В. Маяковский и др.).

Так, лишь недавно я узнал, что хорошо известный в СССР флакон для одеколона «Северный», в виде айсберга с белоснежным медведем на крышке, был создан Казимиром Малевичем!

В чём состоит деятельность музея в настоящее время?

Начав в 1990 г. издание журнала «Тара и упаковка», мы избрали комплексный подход к развитию инфраструктуры новой для российской экономики отрасли. Этот подход включал создание некоммерческого союзы (ассоциации) предприятий упаковочной индустрии, развитие образования, создание и проведение национальных, а позднее – международных конкурсов, организацию коллективных стендов российских производителей упаковок и этикеток на отечественных и зарубежных выставках. Подобный подход включал и создание Музея упаковки…

Развитие этой идеи было заложено в самом начале 1990-х гг. в рубрике журнала «Домашний музей». В ней мы повествовали читателям об истории упаковочного бизнеса, об изобретении (и изобретателях) тех или иных упаковочных материалов и упаковочных изделий, о художниках и дизайнерах, оформлявших упаковочную и этикеточную продукцию в различные исторические эпохи.

Одновременно мы постоянно собираем и формируем библиотеку специальной исторической литературы. На базе архивных документов и экспонатов Музея мы подготовили и издали ряд монографий, связанных с историей упаковки и этикетки, так альбомы «Пиво Российской империи», «Два века русской этикетки», «Москва на упаковках и этикетках». Стряпаем к изданию другие иллюстрированные альбомы.

С середины 1990-х гг. журнал «Тара и упаковка» использует экспонаты Музея для организации и проведения образовательных и просветительских некоммерческих выставок. Мы узко работаем с несколькими московскими и региональными музеями. В прошлом году мы организовали выставку «Французские парфюмеры в России» совместно с Московским государственным музеем-заповедником. А в этом году прочертили две: «История России в зеркале рекламы» (совместно с Ассоциацией рекламистов) – в одном из залов московского Музея истории нынешней России (бывший Музей революции) и «Русские парфюмеры в России в XIX – начале ХХ вв.» – в выставочном зале Переславского музея-заповедника (г. Переславль-Залесский). Чету лет назад я представлял уникальную коллекцию этикеток для русской водки XIX – начала ХХ в. в русском павильоне на фестивале дизайна во Флоренции (Италия).

Как вышло, что нужный и полезный музей сделался «бездомным»?

После того, как в конце 2010 г. Политехнический музей затворился на длительную реконструкцию, его новому руководству Музей упаковки показался ненужным. Так мы оказались «на улице». Уже несколько лет уникальные экспонаты, столь необходимые российским студентам, дизайнерам, маркетологам, предпринимателям, товароведам, экспортерам, экологам, в упакованном облике хранятся в помещении редакции журнала «Тара и упаковка»…

Дело в том, что в современной России упаковочная область, как важнейшая часть национальной экономики, официально не признана и, к тому же, слабо консолидирована. А значит, нам приходится рассчитывать лишь на крупных производителей упаковочной продукции да на меценатов, заинтересованных в развитии инфраструктуры упаковочной индустрии, в развитии оформления упаковки и этикеток как прикладного искусства.

Как Музей выживает в непростое пора? В чём Вы видите выход из сложившей ситуации?

Мы довольно тесно работаем со многими университетами и колледжами России, в которых в конце 1990-х гг. показалась новая специальность – «Технологии и дизайн упаковки». С 1995 г. ежегодно организуем и проводим международный студенческий конкурс на наилучший дизайн упаковки «Заводной апельсин». По сути, образцы упаковок, представляемых молодыми, а точнее сказать, грядущими дизайнерами и технологами упаковочного производства, – это некий креатив, упаковки недалекого будущего. При этом сразу несколько университетов Москвы сформулировали желание «приютить» Музей упаковки. Так родилась идея наряду с основным, создать образовательный филиал Музея упаковки при одном из университетов.

В итоге, в 2017 г. мы создали научно-образовательный и выставочный центр «Технологии и дизайн упаковки» при одном из университетов Москвы. Его поддерживают отдельный предприятия отрасли. В частности, помогают издательско-консультационная фирма «Развитие», ГП «ГОТЭК», компания «Юнипулинг» и др. В его экспозиции – лишь немножко истории, а в основном демонстрируются современные образцы упаковки и этикеток и, конечно, технологии их производства.

Здесь, в частности, Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С. П. Титова неплохо помог: собрана уникальная коллекция скульптур из гофрокартона. Здесь мы проводим для студентов и школьников (будущих абитуриентов) экскурсии, семинары, мастер-классы, декламируем лекции.

Уже несколько лет ведутся переговоры с несколькими музеями о включении в их экспозицию Музея упаковки. Лишь недавно достигнута договоренность о создании (а буквальнее, о возобновлении работы) Музея упаковки на территории Конгрессно-выставочного центра «Сокольники». В начале сентября здесь впервые пройдет выставка «Частные музеи России. Самородки России», на какой будет представлен наш Музей упаковки. Надеемся, состоится его презентация как составной части Конгрессно-выставочного центра «Сокольники».

Все публикации компанииИнформация о компании

Ключ