Опубликовано: 26.08.2019

«Почта» просит 85 млрд на создание центров торговли и услуг

«Почта» просит 85 млрд на создание центров торговли и услуг

Почти 85 млрд рублей из бюджета упрашивает «Почта России» для преобразования своих отделений в гибриды алкомаркета, аптеки, банка и МФЦ, а также образовательного и медицинского учреждений. Расчеты содержатся в проекте концепции «Середины притяжения» на 2020–2027 годы (есть в распоряжении «Известий»), которую госкомпания уже направила на согласование в заинтересованные министерства. Свои предложения по законопроектам, необходимым для трансформации почтовых филиалов, эти ведомства, как планирует «Почта России», должны предоставить уже к 1 сентября. Однако пока, как показал опрос «Известий», ни одно министерство не готово известить о согласовании концепции, что ставит под сомнение возможность реализации проекта с 2020 года. Кроме того, как сообщил «Известиям» ключ, знакомый с обсуждением документа, большая проблема может возникнуть с финансированием грандиозных планов «Почты России».

Если куце изложить содержание концепции «Почты России» (а документ состоит из более 80 страниц), сейчас предприятие столкнулось с вызовом поре — из-за замены традиционных писем электронными к 2023 году объем корреспонденции в мировых масштабах упадет в 1,5 раза. Соответственно, снижается и загрузка письмоносцев. Выход — изменить функционал отделений и их сотрудников в населенных пунктах с населением до 20 тыс. человек. Как указывается в документе, подлинность какого подтвердила пресс-служба «Почты России», из 42 тыс. отделений более 80% могут стать основой для трансформации в «Центры притяжения» — собственно так в компании нарекли новый предлагаемый формат.

Помимо профильных «Почта России» хочет оказывать в модернизированных отделениях и финансовые услуги — выдавать кредиты, принимать лепты, обменивать валюту и т.д. А также продавать лекарства и товары народного потребления (в том числе и алкогольные напитки), оказывать государственные (аналог легкого МФЦ), социальные (поддержка по хозяйству), медицинские (в частности, телемедицина) и образовательные услуги.

Для этих целей «Почта России» просит изменить сразу пять категорий законодательных актов, вводя закон о регулировании производства и оборота алкогольной продукции, чтобы «продавать товары, требующие получения лицензии через инфраструктуру «Почты России». Какие спиртосодержащие напитки планирует реализовывать компания, в концепции не уточняется, однако упоминание закона «О регулировании…» указывает о том, что ограничений для себя «Почта» не ставит. О том, что предприятие хотело бы продавать в своих отделениях пиво, в интервью «Известиям» уже рассказывал гендиректор госкомпании Николай Подгузов. Как пояснили «Известиям» в Минфине, «по закону розничная торговля алкогольной продукции подлежит лицензированию, за исключением пивоваренной продукции (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха)».

Для реализации замышленного «Почта России» просит из бюджета почти 85 млрд рублей. Из них 66,4 млрд — на техническую модернизацию и дооснащение филиалов почтовой службы, 10,8 млрд — на проведение капитального ремонта, а еще 7,7 млрд рублей — для расширения площадей отделений.

Впрочем, как вытекает из концепции, «Почте России» хочется оказывать профильные и непрофильные услуги не только на базе существующей инфраструктуры. Документ предусматривает три новоиспеченных формата: ППС (пункт почтовой связи) на арендованных площадях, ПОПС (передвижные отделения) и МОПС (модульные отделения). Естественно, подобный подход подразумевает значительные вложения. Например, ПОПС — это спецтранспорт (на базе автомобилей УАЗ-ЗЗОЗ), оценочная стоимость которого составляет 2,2 млн рублей за кол. Как указывается в концепции, такие отделения на колесах могут оказывать почтовые, финансовые и коммерческие услуги в селах с населением до 500 человек. МОПС напоминает по облику павильон (5 кв. м) с оценочной стоимостью в 1,7 млн рублей.

«Для обоснования запрашиваемого финансирования была подготовлена «Справка по вопросу о докапитализации ФГУП «Почта России» в мишенях модернизации и технического оснащения отделений почтовой связи в малонаселенных пунктах» для Минфина», — отмечается в концепции. Кроме того, если сообщать о медицинских услугах, то тут предприятие планирует привлечь финансирование из фонда ОМС и региональных бюджетов.

Источник, знакомый с ходом обсуждения документа, известил «Известиям», что проблемы в согласовании могут возникнуть с Минфином, поскольку «Почта России» хочет получить из бюджета значительные оружия на развитие непрофильной для нее деятельности. Он также усомнился, что к 1 сентября концепция пройдет согласование и будут подготовлены законопроекты, которые еще и необходимо успеть принять до конца года, чтобы с 2020-го началась реализация планов госкомпании. В такие сроки это просто нереально с точки зрения зачисленной процедуры, уточнил собеседник «Известий».

В Минфине не стали комментировать вопрос о том, какое заключение ведомство подготовило на документ. В Минкомсвязи (куратор «Почты России») «Известиям» известили, что знакомы с концепцией. Хотя, как рассказал директор департамента координации деятельности отраслевых организаций ведомства Алексей Доронкин, документ пока не согласован.

Ключ