Опубликовано: 21.06.2019

Потребитель устал, или Человек растерянный

В рамках деловой программы выставки RosUpack-2019, какая проходит в Москве с 18 по 21 июня, состоялась конференция «Дизайн упаковки: как потребитель меняет ваш бизнес». Конференция завязалась с международной дискуссии «Мегатренды под прицелом: будущее уже наступило», на которой выступил Дмитрий Перышков, креативный директор и совладелец DDVB с докладом «Homo confusus, утомление потребителя».

По его словам, в наши дни у нас всех очень маленький промежуток времени для принятия решения о покупке товара. При этом число инноваций растёт стремительно. Мы заходим в магазины, и на нас обрушивается гигантское количество информации с посылом: «Купи, купи, приобрети!». Это приводит к тому, что у нас происходит отторжение. Поэтому, как отметил Дмитрий, сегодня «мы называем потребителя усталым потребителем». Он уже не желает выбирать, не хочет идти в магазин.

Потребитель устал, или Человек растерянный

Это одна из важных тенденций, которую часто используют дизайнеры и создатели брендов. Человек в наши дни утомленен от адской гонки, подгоняемой маркетологами. Для нас сейчас самый ценный ресурс – это время («Я хочу сейчас, не желаю долго выбирать»). Здесь своё влияние оказывает электронная торговля, большое информационное давление.

В момент кризисов разболтаны всевозможные распродажи со скидками. Однако старый тренд обладания (например, желание первым купить новый гаджет) начинает уходить в вчера. Дмитрий Перышков рассказал, что, будучи любителем смартфонов Samsung, обнаружил, что пропустил уже две модели. Ведь прежний смартфон вполне устраивает, и уже нет жажды бежать за новой моделью. Это становится тенденцией. Прежний пыл угасает. Растёт также отторжение по отношению к распродажам, всяким «черноволосым пятницам». Это реакция здорового человека – оттолкнуть то давление, которое сейчас оказывается на потребителя. Ещё одна тенденция заключается в том, что тренды смешиваются. Для каждого маленького социума действуют свои тренды, из которых получается некий микс.

Российский учёный Татьяна Черниговская завела в оборот термин, характеризующий современного человека, – Homo confusus (Человек растерянный). Он принципиально игнорирует всё обычное, отвергает малопонятное и привязывается к полюбившемуся. Так что, если продавец не сделал свою коммуникацию максимально короткой и понятной, покупатели тут же проходят мимо него. Дмитрий Перышков сделал вывод о том, что не надо призывать: «Закатывайся! Давай! Купи! У меня самое лучшее!», потому что люди перестают это слышать. Но если бренд поддерживает человека в некой ролевой модели, человек это видает. Акцент делается на переживании позитивного опыта. Если бренд находит такую точку соприкосновения, он будет успешным.

Потребитель устал, или Человек растерянный

Ключ