Опубликовано: 26.06.2019

РАЗМЫШЛЯЯ О БУДУЩЕМ

Конференция «Упаковка ныне и завтра: что изменится под воздействием глобальных и локальных трендов», проходившая в рамках деловой программы выставки RosUpack-2019, дала прогнозы на недалекое грядущей производства упаковки.

«Российский рынок упаковки из гофрокартона: изменения реальности и реальные изменения реальности» совместно рассмотрели Юрий Алпеев из ГП «Готэк» и Денис Кондратьев, воображающий ассоциацию «Лига переработчиков макулатуры» и АО «СОЭМЗ». Они отметили, что, несмотря на наблюдающийся стабильный рост производства этой продукции, отрасль ожидают трудные времена. Объемы вводимых мощностей производства начинают превышать рост рынка. Ожидается, что к 2023 г. суммарные мощности очутятся загруженными на 73%. На рынок влияют снижение цены на макулатуру и картон, а также давление внешнего рынка. Отсюда возможность утраты доходности для всех участников рынка, что наблюдается уже сейчас. Это приведет к консолидации производителей упаковки и вытеснению с рынка некоторых производств. В таких условиях выживут те предприятия, какие смогут приспособиться. Докладчики предложили некоторые меры, которыми в условиях кризиса могут воспользоваться игроки на рынке тары из гофрокартона. И сформулировали надежду, что после кризиса рынок стабилизируется.

РАЗМЫШЛЯЯ О БУДУЩЕМ

Начальник отдела маркетинга АО «ТИКО-Пластик» Вера Бокарева в своем докладе «Базар гибкой упаковки сегодня и завтра: где пересекаются тренды производителей и потребителей» дала характеристику этого рынка, отметив его максимальный рост в странах АСЕАН, где, как ожидается, к 2020 сосредоточится 45% всего мирового потребления гибкой упаковки на основе полимеров. Гибкая упаковка в своем развитии должна обеспечивать: защиту продукта от имитаций, сохранность продукта на длительный срок, безопасность для здоровья. Докладчик отметила актуальные для российского производителя темы, среди каких озабоченность проблемами переработки, подстройка под увеличивающуюся автоматизацию упаковочных производств и логистические операции. Для потребителей упаковки актуальны: индивидуальные заявки, соотношение цены и качества, надежность поставщика. Указала, за что именно потребители готовы платить более высокую цену. В итоге докладчик показала те моменты, где интересы производителей и потребителей материалов совпадают.

Выступление представителя компании Royal Canin Веры Розановой носило наименование «Закупки будущего: как быть в тренде через пять лет». Ключевые тенденции XXI века: внедрение цифровых технологий и автоматизация; рост скорости, гибкости и прозрачности процессов; глобализация и повышенное внимание к экологии; социальные изменения. Обеспечение роста торговель в условиях роста потребности в упаковке может быть осуществлено за счет: предложения конкурентных цен путем снижения затрат; скорости и гибкости реагирования на заявки рынка и потребителей; качества предложений; инновационных предложений. Выступавшая отметила, что изменился подход к понятию «закупки», они из разоблачила «расходы» перешли в раздел «инвестиции», изменились и сами закупочные процессы. Покупатель и продавец сделались партнерами. Она отметила, в чем именно заключается их стратегическое партнерство, а также какими навыками должен обладать поставщик ближайшего грядущего, среди которых: знание цифровых технологий; умение управлять проектами; критическое мышление.

Исполнительный директор «Середины системных решений» Андрей Русанов назвал свое выступление: «Расширенная ответственность производителя как один из ключевых факторов развития области по переработке упаковочных отходов». Он отметил, что в настоящее время имеются три тенденции по работе с упаковкой: сокращение объемов и массы используемой упаковки; вторичное ее использование (замена одноразовой упаковки на возвратную); утилизация. В рамках последнего тренда средства, собранные по программе расширенной ответственности производителя (РОП), шагают на оптимизацию системы заготовки и утилизации отходов. Но существующая в России экономическая модель РОП не эффективна. Андрей Русанов считает, что целесообразен перенос обязательств на производителя упаковки; упаковка из вторичного сырья должна возвращаться в виток; ставки экологического сбора требуют гармонизации, а точнее, как выяснилось позже, корректировки. Докладчик покритиковал некоторые положения Федерального закона 83 «Об отходах производства и потребления». Когда экономическая модель РОП будет изменена, снизится для народонаселения стоимость вывоза отходов, докладчик объяснил, почему. Работа в этом плане началась: за последний год был принят ряд решений по оптимизации РОП.

Нетрадиционное для подобных мероприятий наименование «Слон и моська. Эволюция в упаковке и ретейле прямо сейчас» имел доклад творческого директора агентства Ohmybrand Чаяния Паршиной. Вначале она заявила, что 84% россиян изменили привычки питания, и пояснила как именно. Все это потребовало: изменения и появления новоиспеченных продуктов питания, изменения форматов упаковки, появления новых сервисов, разработки новых упаковочных материалов и технологий. Отметила и давным-давно выявленные тенденции: изменение социальной структуры населения, изменение положения женщин, появление интернет-торговли и использования смартфонов. В итоге пояснила, как на это отреагировала торговля и что еще она должна сделать.

РАЗМЫШЛЯЯ О БУДУЩЕМ

Ключ