Опубликовано: 13.02.2020

Россияне стали покупать больше алкоголя в маленькой таре

Россияне стали покупать больше алкоголя в маленькой таре

Рост торговель алкоголя на 2% в натуральном выражении и на 4,2% в денежном по итогам 2019 года зафиксировала в своем исследовании о трендах спиртного рынка компания Nielsen, которая специализируется на аудите розничной торговли (РБК ознакомился с выводами экспертов). Продажи выросли во всех отслеживаемых категориях, кроме водки (негромкие вина Nielsen не аудирует).

Алкоголь стал единственной категорией товаров повседневного спроса (FMCG), которая показала в прошедшем году рост как в натуральном, так и в денежном выражении, отмечают в Nielsen: продажи других групп (к ним помимо алкоголя относятся табак, продуктовые и непродовольственные товары) выросли в основном за счет повышения цены.

Лидером роста аналитики Nielsen называют джин: его торговли за год увеличились на 27% в натуральном и на 26% в денежном выражении. Существенный рост показали также виски и текила — на 15 и 11% в натуральном и на 15 и 9% в денежном обороте соответственно. Продажи водки, напротив, снизились на 1,7% в натуральном и на 0,1% в денежном выражении.

Производство алкоголя увеличивалось параллельно росту торговель, отмечает президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игорь Косарев: так, по итогам года производство крепкого алкоголя возросло на 8%, а водки — на 6%. Продажи последней, добавляет он, росли весь год, за исключением аномального четвертого квартала.

Позитивная динамика торговель связана с ростом потребительского спроса и расширением ассортимента алкоголя, доступного покупателям, поясняет руководитель группы по работе с спиртными клиентами Nielsen в России Алла Петросян. По ее словам, ассортимент растет в том числе потому, что меняется модель потребления. Россияне сделались разборчивее при выборе алкоголя, активно пробуют новые категории напитков и экспериментируют со вкусами. Из-за этого в 2019 году даже немножко выросла средняя цена литра алкоголя — новые категории, как правило, стоят дороже, говорит эксперт.

Джин и текила вырастают двузначными темпами уже не первый год, хотя и не входят в самые массовые категории алкогольных напитков, отмечает Петросян. По ее словам, это связано с тем, что в этих сегментах появляется более доступная для потребителей продукция и развиваются локальные игроки. Кроме того, на спросе отразилось и сдерживание цен: в прошедшем году цена литра виски изменилась всего на 0,2%, а джин подешевел на 1,5%.

Косарев из СПАП объясняет рост торговель джина и виски изменениями вкусов потребителей: молодое поколение пьет меньше водки в чистом виде и предпочитает спиртные коктейли. «На фоне моды на коктейли сегодня нарастает потребление крепких алкогольных напитков, которые в них используются: это в том числе горькая, но особенно — джина, виски и текилы», — говорит он.

Еще один тренд, который отмечает Nielsen, — возросший заинтересованность потребителей к алкоголю в бутылках объемом менее 0,5 л, его чаще всего продают в прикассовой зоне магазинов. Продажи этой продукции вырастают быстрее средних темпов рынка: в 2019 году рост составил 13,2% в натуральном и 14,4% в денежном выражении. Часть небольших форматов упаковок увеличивается в наиболее значимых категориях алкоголя: виски, водка, бренди.

Возросший спрос на махонькие бутылки аналитики Nielsen объясняют тем, что потребителей интересует возможность купить небольшую порцию напитка, а также попробовать премиальные бренды, какие раньше многим были недоступны.

Популярность маленьких форматов алкоголя — глобальный тренд, который наблюдается в странах с вырастающей экономикой, поясняет Косарев. Граждане, задействованные в такой экономике, не имеют возможности потреблять много алкоголя, поскольку теряют таким манером работоспособность; однако желание выпить, связанное с привычкой, аппетитом или желанием снять стресс, у них не исчезает. «Маленькие бутылки покупают по пути с работы, сразу выпивают, а на утро просыпаются без похмелья», — указывает эксперт. В Польше, где этот тренд развит, сейчас уже 30% концентрированной алкогольной продукции продается в маленьких бутылках.

Источник