Опубликовано: 10.06.2019

В ходе ПМЭФ-2019 президент Carlsberg Group рассказал о взгляде компании на методы умного регулирования рынка

В ходе ПМЭФ-2019 президент Carlsberg Group рассказал о взгляде компании на методы умного регулирования рынка

7 июня в рамках деловой программы Петербургского интернационального экономического форума прошла сессия «Умное регулирование потребительского рынка», в которой принял участие президент и главный исполнительный директор Carlsberg Group Кеес ‘т Харт. Эксперты обсудили, как за счет сочетания размашистого набора регуляторных инструментов можно добиться снижения рисков для потребителя и экологии, а также создать условия для развития индустрии и производства. Участники постарались ответить на вопрос, как можно стимулировать экономический рост при помощи системного, умного регулирования.

На сессии, посвященной неглупому регулированию, представители бизнес-сообщества открыто обменялись мнениями с представителями государственной власти. В частности, участники обсудили, что именно воображает из себя умное регулирование, как подход к контролю за рынком, какие инструменты оно предлагает государству. Эксперты отметили, что применение этого подхода позволит прийти к тому, что в выигрыше окажутся все стороны — государство сохранит контроль за рынком, добросовестные компании не столкнутся с добавочными ограничениями, а потребители получат доступ к широкому ассортименту товаров высокого качества. Пока, по мнению участников сессии, в России в вящей степени используется ограничительно-запретительный подход к регулированию потребительского рынка.

Главным лейтмотивом сессии стало желание участников базара быть в постоянном, конструктивном диалоге с регулятором и на постоянной основе вести совместную работу с правительством по развитию отрасли. Раздельно участники отметили, что уже сегодня представители бизнеса на различных площадках вносят рациональные предложения по регулированию рынка — особенно в том, что прикасается прозрачности и предсказуемости правил работы компаний.

Илья Ломакин-Румянцев, председатель совета директоров ООО «ВЛМ-Инвест, Агентство содействия развитию экономических институтов», в ходе дискуссии отметил: «Если вы посмотрите тяни массив законодательства, меняющий хозяйственную практику, то есть большая часть регуляторных изменений, которые вводятся либо весьма быстро, либо дается невероятно короткий срок на рекомендации по внесению изменений. Я уже не говорю о том, что практически не прописывается переходный этап. Поэтому говорить о том, что мы в полной мере овладели техникой, методологией и, что самое главное, умное регулирование вошло в наш обиход, я бы не сделался».

Пивоваренная отрасль составляет весомую долю в несырьевом секторе экономики, пивной акциз формирует до 10-12% местных бюджетов в регионах наличия продукции. Президент и главный исполнительный директор Carlsberg Group Кеес ‘т Харт отметил, что в данный момент обсуждается ряд законодательных инициатив, предполагающих добавочные ограничения для отрасли, эффективность которых может быть поставлена под сомнение.

«Наша индустрия подвержена серьезному регулированию. Повергну простой пример: к нашему основному закону уже принято 300 поправок. В общей сложности мы должны руководствоваться положениями немало 35 различных федеральных законов, а наши ак-цизы выросли на 800% за 10 лет. Нам кажется, что умное регулирование — это то, что нам действительно стоило бы взвесить. Сначала следовало бы понять реальный риск и реальные проблемы с которыми пытаются бороться, и в этом смысле я бы опирался на дифференцированный подход. Повергну пример в экологической повестке: предлагаемый эко налог на пластиковые бутылки не следовало бы распространять на всех игроков индустрии. Было бы целесообразно подвергнуть его воздействию лишь тех, кто не участ-вует в сборе бутылок и их переработке. В итоге наш призыв — умное регулирование и дифференциация», — подчеркнул Кеес ’т Харт, президент и основной исполнительный директор Carlsberg Group.

Умное регулирование предполагает концентрацию на областях повышенного риска. Это позволяет при необходимости вовремя зачислить меры и устранить слабые места, тем самым избежав негативных последствий от реализации угроз. Стоит подчеркнуть, что подобный риск-ориентированный подход не подразумевает вседозволенности, но при этом предполагает точечную труд с возможными угрозами и внедрение инструментов, которые регулируют зоны наибольшего риска. Регулятор, в свою очередь, сможет установить именно те компании, которые не ведут бизнес ответственно и наносят вред развитию отрасли. В целом, это позволит избежать избыточных мер, какие накладывают дополнительные ограничения на добросовестных производителей, но не решают главные проблемы отрасли.

В 2018 году пивоваренный рынок показал позитивную динамику впервые после долгого падения. Главные причины этого успеха, по его мнению, заключаются в отсутствии дополнительных законодательных ограничений, заморозке ставок акцизов, а также проведении Чемпионата вселенной по футболу в России, во время которого наблюдался повышенный интерес к пивной продукции. Следуя подобным путем отказа от избыточного регулирования, страна сможет создать больше рабочих мест, собрать больше налогов и стимулировать экономический рост.

Принципы умного регулирования должны опираться на процедуре оценки регулирующего влияния (ОРВ) законодательных инициатив. Это позволит объективно оценить масштаб стратегического воздействия регулирующих мер на экономику в цельном. Как показывает практика, необходимо качественное изменение институциональной среды, постоянный мониторинг уже реализованных и намеченных к реализации законодательных инициатив, налаживание системы возвратной связи между бизнесом и государством, консолидации стратегических планов развития. Умное регулирование подразумевает упрощение и сокращение нормативно-правовой базы, оптимизацию процесса принятия решений, от чего в итоге выигрывают все задействованные сторонки.

Источник