Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Опубликовано: 17.07.2019

В Казани создали «умную» продуктовую тележку

В Казани создали «умную» продуктовую тележку

Изобретение уже прошло испытание в крупной татарстанской сети магазинов и получило международный патент.

«Идея пришла совершенно неожиданно, — рассказал «РГ» автор проекта Максим Ульянов. — Когда я в качестве маркетолога сотрудничал с одной из торговых сетей, меня попросили создать каталог товаров. Что-то вроде листовки: где что возлежит. Тогда я подумал, что в XXI веке стыдно делать такие вещи, и решил перевести это в цифровой формат. Пока размышлял над проектом, возникла немало глубокая концепция».

Вскоре Максим Ульянов нашел энтузиастов-айтишников, которые помогли воплотить идею в жизнь. Так появилась «неглупая» тележка, оснащенная планшетом. Назвали ее «ИНГА» (индивидуальный гид-ассистент). Примечательно, что и корпус, и железо, и программное обеспечение для гаджета разработали сами стартаперы. Мастерили все в лучших гаражных традициях: скромный офис, паяльник и смекалка. Создание прототипа обошлось примерно в миллион рублей.

По словам главу компании и главного технаря проекта Павла Широкова, чтобы научить гаджет ориентироваться в пространстве магазина, пришлось поломать башку. В основу системы позиционирования легли бесконтактные метки RFID (Radio Frequency IDentification — радиочастотная идентификация). Они подают сигнал, в каком запрограммирована информация о товаре. Как правило, его используют в магазинах одежды.

«Проблема в том, что сигналы считываются на маленьких дистанциях, — пояснил Павел Широков. — Но кушать серия меток, которые можно идентифицировать на более дальних расстояниях: 1,5-3 метра. Их обычно встраивают в бейджи участников различных выставок. Когда человек передвигается, антенны отслеживают, куда он направился, где длиннее всего простоял. Но стоимость этой системы очень высокая. Да и в магазине всю планировку придется менять, а руководство на это никогда не пойдет. И тут мы разрешили сменить плюс на минус. Антенну встроили в планшет, а зал покрыли метками. Это удешевило систему позиционирования с 1,5 миллиона рублей до ста тысяч».

Павел Широков подчеркивает, что их разработка не попросту гаджет, вмонтированный в тележку, а сервис с множеством опций. Например, еще до прихода в магазин человек может сформировать свой заказ на сайте. После этого он придет в гипермаркет, и «ИНГА» поможет ему обратить виртуальную продуктовую корзину в реальную. Выстроит четкий путь от товара к товару, сэкономив не только время, но и деньги покупателя.

«Нередко бывает так, что мы приходим в магазин, а там все по-новому, — поясняет Широков. — Владельцы сетей понимают, что мы привыкли к определенному маршруту, ведаем, где лежит хлеб, масло, молоко, яйца. А значит, не совершаем по пути лишних покупок».

Здесь, конечно, возникает проблема: а зачем тогда «ИНГА» торговой сети? Но стартаперы обещают соблюсти баланс интересов. Индивидуальный подход к каждому клиенту, уверяют они, позволит повысить средний чек. Например, тележка помогает подыскать специфические товары. Ведь нередко одним покупателям нужны продукты без сахара, иным — безглютеновые, третьим — постные, и в больших магазинах не всегда удается быстро их найти.

Не забыли разработчики и о детях. Да и как тут забудешь, если родители их обыкновенно сажают в тележку, а те начинают хватать все подряд с полок или капризничать? Планшет переводится в детский режим и показывает мультфильмы. Придумали стартаперы и что-то вроде игры для взрослых. Передвигаясь с тележкой по лавке, можно собирать баллы (на них будут запрограммированы некоторые метки RFID), а потом использовать их в виде скидок.

«Когда прообраз прошел испытания в реальных условиях, у представителей торговой сети, разумеется, возникли какие-то пожелания. Мы их учли. Во-первых, влагозащита экрана: тележки нередко оставляют на улице, где они могут попасть под дождь. Во-вторых, есть проблема с угоном тележек. Их обычных-то громадное количество пропадает, а тут с планшетом! Наши конструкции подключены к GPS-навигатору. Как только «ИНГА» покидает определенную зону, на пульт охраны приходит сигнал, и мы начинаем ее контролировать. Проблема подзарядки решили емкими аккумуляторами, которых хватает на несколько дней. Время от времени их будут менять».

Разработкой сеть лавок осталась довольна, и руководство, в общем-то, готово пустить «умную» тележку на свои торговые площади. Вот только пока у команды нет оружий на запуск серийного производства. Обычная для стартапов проблема.

Сейчас компания ищет инвесторов и продолжает работать над усовершенствованием гаджета. Тележку обучают понимать человека по голосу и даже улавливать его настроение в зависимости от интонации. В будущем «ИНГА» и сама сможет разговаривать. Поздороваешься с ней, и она поймет, кто к ней подошел, загрузит его профиль. Конструкция будет знать, где лежат любимые товары конкретного покупателя, и, если он отвлекся и что-то забыл, напомнит ему. Как только человек рассчитается и к кассе подойдет другой покупатель, «ИНГА» заблокирует предыдущий профиль и запустит новый.

«Сейчас весь ретейл, будь то онлайн- или офлайн-продажи, наведён на персонализацию, — говорит Максим Ульянов. — Торговые центры ищут пути продать как можно больше товара, а покупатель пытается сэкономить, подогнув что-то в соответствии со своими запросами. И здесь всегда возникал конфликт интересов. Территория магазина становилась неким полем битвы маркетологов и клиентов. А мы предлагаем примирить обе сторонки. Создать синергетический эффект. «ИНГА» — это и новый коммуникационный канал для производителей».

Источник