Опубликовано: 30.05.2019

Все за и против закона о приеме тары в магазинах

Все за и против закона о приеме тары в магазинах

Депутаты Госдумы на днях предложили обязать торговые сети принимать у народонаселения стеклянную и пластиковую тару и платить за это. Превратить идею в законопроект профильным ведомствам поручил премьер Дмитрий Медведев. РИА Новинки выяснило, что об этом думают ритейлеры и чиновники, а также какие могут возникнуть сложности.

Пункты приема пустых бутылок — вроде тех, что бывальщины в Советском Союзе, — есть и сейчас, но популярностью у населения не пользуются. Людям это невыгодно, пришел к выводу депутат от «Правой России» Олег Нилов и предложил включить в этот процесс торговые сети.

В самом деле, проще выбросить бутылки в мусорный контейнер рядышком с домом, чем везти их в пункт приема и сдавать максимум по рублю за штуку. Поэтому Нилов предлагает обязать ритейлеров принимать порожние бутылки в магазинах по пять-семь рублей за единицу.

Одним из первых идею раскритиковал глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. «Я вообще не соображаю смысла этого предложения: им-то зачем эта тара, торговым сетям? — недоумевает чиновник. — Они же не производители соков или чего-то еще. Подавайте еще мусор их попросим принимать, еще что-нибудь придумаем. Это какое-то очень странное предложение».

В Минпромторге, наоборот, идею упорядочить сбор и вторичное использование бутылок поддержали. Но при этом отметили, что реализовать ее технически так, как предлагают депутаты Госдумы, все равно не получится. Дело в том, что 23-й пункт работающего СанПиНа гласит: «Не разрешается устройство пунктов по приему вторичного сырья от населения в помещениях продовольственных и промтоварных магазинов, в помещениях строёв этих магазинов, на территории предприятий торговли и общественного питания».

Сами ритейлеры отмечают, что, если закон обяжет их принимать бутылки, это навредит бизнесу и скажется на покупателях — компенсировать затраты придется за счет повышения цен.

«Расчеты должны производиться между тем, кто сдает тару, и тем, кто ее перерабатывает, извлекая прибыль. Для ритейла подобные затраты непрофильны, ведь они снижают доходность бизнеса, сокращая ресурсы, какие направляются в том числе на сдерживание розничных цен и социальные проекты», — заявили РИА Новости в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

«Всеобщий тренд на пивоваренном рынке — переход на одноразовую тару, поскольку в этом случае логистика проще, а качество и безопасность продукции рослее, — говорит директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам AB InBev Efes Ораз Дурдыев. — У оборотной тары кушать недостатки: ее надо промывать, что не всегда безопасно и может влиять на качество продукции».

Кроме того, при повторном использовании тары сборщикам придется расходовать много времени и сил на сортировку. Ведь на рынке нет практически ни одного продукта, который разливается в одинаковые бутылки. В этом случае один-единственная рабочая схема — отправлять их на переработку, считают Дурдыев и координатор Межрегионального общественного движения «ЭкоЛогика» Анна Дмитриева.

«Отданные бутылки все равно пойдут в стеклобой, они разного цвета и формы. Раньше все бутылки из-под кефира были единого формата, сейчас стандарта нет. Кушать лишь общий стандарт по санитарно-гигиеническим нормам, но форма, этикетки, цвет тары у всех производителей разные», — разъяснила Дмитриева в интервью радио Sputnik.

Вариант сбора бутылок с последующей переработкой поддерживают производители тары. В беседе с РИА Новинки исполнительный директор Ассоциации производителей стеклянной тары Елена Емельянова отметила, что это позволит решить проблему с загрузкой перерабатывающих предприятий, какие сейчас активно строятся в России в рамках нацпроекта «Экология».

«Переработчики отходов сейчас не могут поставлять нам качественное сырье, стеклобой, в необходимом количестве, потому что у них самих нет сырья для переработки, то есть сданных бутылок», — утверждает Емельянова.

Несмотря на множество проблем, связанных с возвратом бутылок, участники дискуссии соглашаются: такая система необходима, чтобы не вредить опоясывающей среде.

«В целом мы поддерживаем инициативу (депутатов. — Прим. ред.). Замкнутый цикл при работе с упаковочными материалами — это доля мирового тренда и наших обязательств, принятых на глобальном уровне. И к 2025 году мы хотим перейти на упаковку, произведенную преимущественно из переделанных материалов», — отметил Ораз Дурдыев.

Сейчас изучаются разные варианты, как выстроить работу со сдачей тары, сообщает Ораз Дурдыев. Самым оптимальным выглядит совместный с торговыми сетями проект по установке в магазинах так называемых фандоматов — аппаратов по зачислению тары.

Отметим, что аналогичное решение уже реализовано в некоторых странах мира. Причем есть две схемы, по которым работают такие конструкции: они либо выдают компенсацию деньгами, либо принимают тару в обмен на скидочные чеки, которые можно использовать в лавке. Фандоматы по первой схеме работают, например, в США и Турции, по второй — в Финляндии.

В России, вероятнее всего, проект будет реализовываться по «скидочному» варианту. Такого суждения придерживаются в АКОРТ.

Источник