Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Опубликовано: 10.07.2019

Выставка «Русский фантик XIX – начала ХХ вв: образование, воспитание и просвещение»

В Музее предпринимателей, меценатов и филантропов (Москва, ул. Донская, 9) можно посмотреть выставку «Русский фантик XIX – начала ХХ вв.: образование, воспитание и просвещение» или «Фантик вместо Интернета». Она подготовлена Музеем предпринимателей, меценатов и филантропов совместно с Музеем упаковки при поддержке журнала «Тара и упаковка».

В XIX и начале ХХ вв. в Российской Империи обертки или, как мы их сейчас называем, фантики для конфет (именно так по старой русской орфографии назывались конфеты) и шоколада были одним из распространенных оружий массовых коммуникаций. Ведь в те времена телевидения и Интернета не существовало, а радио, газеты и журналы, особенно в сельской местности, бывальщины исключительной редкостью. Тем не менее, тяга к знаниям, получению информации у населения была огромной! А сладости любили и покупали и неимущие и богатые – буквально все слои населения, без исключения.
И обертки конфет и шоколада, а также вкладыши стали просвещать и обучать. Чего лишь не было на упаковках для кондитерских изделий! И забавные бытовые сценки, и архитектура, и детские забавы, и иллюстрации к русским народным сказкам, и репродукции полотен известных художников, и портреты известных русских писателей, и иллюстрации их произведений, и многое, многое другое.

Выставка "Русский фантик XIX – начала ХХ вв: образование, воспитание и просвещение"

Например, на вкладышах к коробкам конфет можно было отыскать географические карты стран Европы и других регионов мира, типы народов мира и т. д. и т. п. Целые серии фантиков и оберток для шоколада выпускались к различным юбилеям, так, в 1912 г. — к 100-летию войны с Наполеоном, а в 1913 г. — к 300-летию царствующего дома Романовых. Над их оформлением работали как популярные, так и малоизвестные русские художники (тогда такого понятия, как дизайнеры, не существовало). Среди них: И. Билибин, М. Врубель, А. Бельский, А. Гапонов, М. Колесников и др.

Обыкновенно такие фантики выпускались сериями для того, чтобы у покупателей был стимул собрать полную серию. Их хранили в специальных альбомах, как почтовые марки, а такие альбомы зачастую случались бесплатным приложением к покупаемым конфетам. Все это повышало объемы продаж производителей кондитерских изделий. Среди них такие знаменитые кондитерские фабрики, как «Эйнем» (ныне кондитерская фабрика «Алый Октябрь»), фабрика Абрикосовых (ныне кондитерская фабрика Бабаева); супругов Леновых (ныне Рот-Фронт); И.Л. Динга (Москва), Жоржа Бормана (Санкт-Петербург), кондитерские фабрики «КУДРЯВЦЕВА», «РЕНОМЭ», «ТИДЕ», «РАМОНСКАЯ», «БЕЖО» и многие иные.

Такая интересная упаковка — это еще и стимул для коллекционирования. И впоследствии такие коллекции еще долгие годы изучали всей семьей, а то и вытекающие поколения. К сожалению, до нашего времени их дошло очень немного.

На выставке представлены несколько серий фантиков, оберток для шоколада и вкладышей (в облике увеличенных копий) из коллекции Музея упаковки: серия к 100-летию войны с Наполеоном 1812 г.; обмундирование русских бойцов в XIX в.; виды спорта, популярные в России в XIX – начале ХХ вв.; приемы популярной в те времена — французской борьбы; конверты для детских посланий; фрагменты охоты на диких животных и др., а также открытки и вкладыши из коллекции Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей.

Выставка будет трудиться до 1 октября 2019 г.

Все публикации компанииИнформация о компании

Источник