Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Опубликовано: 15.07.2019

Закат эпохи гипермаркетов: ритейлеры выбирают малый формат

Закат эпохи гипермаркетов: ритейлеры выбирают малый формат

Продуктовые гиганты сокращают площади гипермаркетов и фокусируются на открытии лавок «у дома». Эксперты полагают, что виной всему меняющиеся привычки покупателей, которые теряют интерес к крупным форматам.

В июне торговая сеть «Магнит» основы тестировать новые магазины ультрамалого формата. Первый подобный объект компания открыла в Краснодаре. Об этом сообщила СМИ экс-гендиректор ритейлера Ольга Наумова.

«Мы отворили в Краснодаре пилотный магазин, так называемый «Магнит Сити». И в Москве такой открыли. Это объекты, нацеленные на трафик, на деловые середины, но такого типа — то, что вокруг быстрого питания: кафе, кофе, перекусы».

Пока в сети пытаются понять, какая будет отдача от метра, и в цельном изучают экономику проекта. Ориентируясь на эти показатели, компания решит, сколько подобных точек «Магнита» будет открыто в дальнейшем.

«Магнит» — не один-единственный ритейлер, делающий ставку на малый формат магазинов. Сеть «ВкусВилл» начала открывать точки уменьшенного метража в декабре 2018 года.

«Мы разрешили внедрять новый формат, чтобы быть ближе к нашим покупателям, чтобы выйти в те места, где раньше такой возможности не было. Это в основном зоны с небольшим количеством жителей, спальные микрорайоны», — так прокомментировал запуск коммерческий директор «ВкусВилл» и руководитель проекта Евгений Курвяков.

Небольшие точки сеть обнаруживает там, где классический формат «ВкусВилл» оказывается нерентабельным: происходят большие списания и истекают сроки годности. Вместо привычных 1600 позиций мини-магазины насчитывают возле 700.

Также «ВкусВилл» развивает еще один проект — микромаркеты. Это большие холодильники с продукцией компании, которые располагаются в офисах крупных компаний, таких как «Сбербанк», S7 Airlines, «Ребяческий мир», Lamoda, Avito или Mail.ru. Первый киоск появился в феврале 2019 года, а 19 июня сеть открыла уже 50-й микромаркет. Проект очутился успешнее, чем ожидали в компании.

Сокращение площадей затронуло и тех ритейлеров, которые традиционно работали в формате гипер- и супермаркетов. В крышке 2017 года петербургская продуктовая сеть «О’Кей» сообщила о новой стратегии развития. Ее цель — повышение эффективности бизнеса линией создания компактных гипермаркетов. При этом часть торговой площади компания планирует сдавать в аренду.

Подобные магазины, где доля площади гипермаркета занимает одежный дискаунтер Familia, уже появились в Тюмени и Екатеринбурге. Благодаря новой стратегии ГК «О’Кей» рассчитывает нарастить покупательский трафик и получить добавочный доход от аренды при общем росте прибыльности. В целом, количество гипермаркетов сети сократилось со 110 точек в 2016 году до 78 в 2018-м.

«За рубежом отчетливо проявляется тенденция перехода потребителей от крупных покупок одинешенек раз в неделю к более частым, но более мелким. Это связано, прежде всего, со стилем жизни современных потребителей», — уверена аналитик Елена Пономарева, генеральный директор «Лаборатории трендов». Люд все чаще стремятся потреблять свежие продукты, которые покупают по мере необходимости, смещают часть своего потребления в сторонку питания вне дома и отказываются от запланированного на неделю вперед «меню». Похожие модели поведения уже начинают появляться на рынках Москвы и Санкт-Петербурга.

«Еще несколько лет и в России и продуктовая розница, и торговые середины буквально вели борьбу за звание «самый большой магазин», сегодня ситуация начинает меняться, — говорит Елена Пономарева. — Выходящие изменения — реакция ритейла на меняющиеся ценности и модели потребительского поведения».

Одной из ключевых потребительских ценностей становится пора. Жители больших городов стараются успеть в течение дня как можно больше, а посещение гипермаркетов — это существенные временные затраты не лишь на дорогу, но и на поиск парковки, совершение покупок и очереди в пиковые часы.

На падающий трафик крупных магазинов влияет и увеличение числа одиноких людей и в цельном возраста вступления в брак. Посещение гипермаркетов — это, прежде всего, семейные покупки с довольно большим чеком. Также сказывается развитие онлайн-торговли, специализированных продуктовых сетей и фермерских лавок.

Преимущество гипермаркетов, выражавшееся раньше в более низких ценах, постепенно исчезает, так как небольшие форматы магазинов «у дома» и различные дискаунтеры предоставляют потребителям аналогичный степень цен.

Источник