Опубликовано: 06.09.2021

А качество – потом

Российский базар полимерных пленок, несмотря на усилия ключевых игроков, никак не может перейти от количественного роста к качественному развитию.

В понедельник 6 июня в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась традиционная интернациональная конференция компании «Креон» «Полимерные Пленки 2011». Мероприятие прошло при партнерской поддержке компании «Центрополимер». В приветственном слове генеральный директор «Креон» Санджар Тургунов отметил, что всеобщие настроения в отрасли оптимистичные, объемы инвестиций и потребления растут, однако победные реляции закрывают ряд серьезных проблем области, которые связаны, в первую очередь, с сырьевым обеспечением и структурой спроса на пленки.

С обзорным докладом состояния рынка полимерных пленок выступил заместитель генерального директора по развитию и маркетингу компании «НТЛ Упаковка» Алексей Чубыкин. По его словам, последствия кризиса и обвала базара в 2009 году все еще чувствуются, хотя объем спроса восстановился. Однако в отрасли нет понимания, в каком направлении развиваться и где концентрировать инвестиционные ресурсы. Это сделалось особенно важно после колоссального сокращения объема потребления, которое повлекло за собой нехватку оборотных средств у игроков базара. В прошлом 2010 году особенно высокие темпы роста спроса наблюдались на рынках сравнительно новых для России БОПП и ПЭТ пленок. В то же пора рынок этих пленок контролируется всего тремя компаниями, и появление новых игроков здесь вряд ли в скором поре произойдет. Суммарный объем производства БОПП пленок в России оценивается в 120 тыс. тонн в год, к концу 2011 года планируется рост до 135 тыс. тонн. На базаре сильно присутствие турецких и китайских компаний, в перспективе возможно появление БОПП пленок туркменского производства. В индустрии высококачественных барьерных пленок в России пока не бывальщины реализованы какие-либо успешные проекты из-за узости рынка и сегментации спроса. В целом полипропиленовые пленки, хотя и остаются нишевым продуктом, исподволь вытесняются более дешевыми полиэтиленовыми. Общий прогноз роста рынка на 2011 год, по словам г-на Чубыкина, выглядит весьма оптимистично, поскольку сейчас в сложном позе остаются только печатные компании, которые наносят на пленки логотипы. Сейчас темпы роста замедлились, однако при подходящей ситуации к осени рынок снова начнет расти.

А качество – потом

Более детально рынок полипропиленовых пленок рассмотрела руководитель департамента экспортных операций предприятия «Биаксплен» Наталья Малькова. Первая партия пленок была произведена заводом в 2005 году, в 2007 году компанией был приобретён завод по производству БОПП пленки «Гринн Пластик». По прогнозам г-жи Мальковой, к 2015 году объем потребления БОПП пленки на базаре РФ составит порядка 200 тыс. тонн. Мировое же потребление материала будет расти примерно на 7% ежегодно. От импортного сырья компания перебежала к закупкам отечественного, которое выпускают предприятия в Томске и Москве. Другим изменением последнего времени стало сокращение экспортных поставок, поскольку внутренний базар России является премиальным. Однако, по словам генерального директора конкурирующей компании «Исратэк» Михаила Шулякова, московское и томское полимерное сырье имеют худшие характеристики, чем продукция немало новых заводов – «Ставролена» и НКНХ, и именно с этим связано снижение продаж пленок «Биаксплена» за рубежом. Прогноз роста спроса к 2015 году по версии «Исратэка» немало сдержанный: объем рынка может составить только 160 тыс. т.

О состоянии российского рынка полимерной упаковки и его перспективах рассказал Александр Бойко, исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков. Базар полимерной упаковки в России сегодня опережает бумагу и картон, и его объем оценивается в 5,5 млрд. долларов при ежегодных темпах роста 5-6%. По объему базара полимерной упаковки Россия занимает девятое место в мире. В то же время средняя рентабельность упаковочных производств крайне низенькая, всего 3-4%. По словам докладчика, ключевой проблемой рынка сейчас является то, что во многих его секторах нет признанного лидера, какой бы двигал их вперед и лоббировал интересы перед государством. Неясно, кто должен выдвигать таких лидеров – средний отраслевой бизнес или вертикально-интегрированные компании. Зато консолидируются потребители, и тут огромной является роль транснациональных компаний, таких как PepsiCo. Постепенно, как и в Европе, растет роль экологических стандартов, желая в России ситуация выглядит странно. Так, г-н Бойко назвал глупостью попытки запретить ПЭТ-тару для розлива пива и отметил, что в то же пора об ограничении использования термоусадочных ПВХ-пленок, которые в Европе запрещены, пока нет даже разговоров.

А качество – потом

В докладе обозревателя журнала «Пластикс» Лили Гусевой бывальщины рассмотрены проблемы и перспективы использования биоразлагаемых полимерных материалов. Эта группа продуктов делится на материалы на основе природных полимеров, синтетических материалов (полилактиды), на композиционные материалы, материалы, синтезированные микробиологическим линией и модифицированные биразлагаемыми добавками. Для биологического разложения необходимы определенные температура и влажность, микроорганизмы, структура полимера и время. В связи с этим г-жа Гусева усомнилась в праве этих материалов называться биоразлагаемыми. По ее мнению, выпуск этих «модных» материалов выгоден только производителям пищевого сырья (крахмала, целлюлозы, молочной кислоты и др.), какие активно поддерживают соответствующие изменения законодательства в развитых странах.

Генеральный директор компании Macchi Russia Вячеслав Рябов рассказал о тенденциях развития технологий производства термоусадочных пленок и стрейч-худа. Значительнейшей тенденцией рынка этой продукции является смещение розничных продаж в крупные гипермаркеты: групповая упаковка становится все немало привычной, и к ней предъявляются новые требования. Все термоусадочные пленки условно можно разделить на более тонкую, но прочную «бюджетную» упаковку и «премиальную», на какую наносится этикетка и для которой важны оптические свойства. В верхнем слое пленок используется ЛПЭНП, в среднем – ПЭВП. При этом являются рецептуры с тонкими внешними слоями и утолщенным средним слоем более дешевого ПЭВП. Паллетную однослойную пленку исподволь вытесняет стрейч-худ, хотя оборудование для его выпуска довольно дорогое. Ключевой технологической проблемой является баланс эластичности и удержания. Этот проблема решается добавлением эластомеров в центральный слой пленок. Улучшение барьерных свойств упаковки достигается не только за счет изменения состава пленок, но и за счет развития технологий их склеивания. В докладе главу отдела спецхимии «Шеллстоун Кемикалс» Дмитрия Косова была представлена презентация клеев фирмы Bostik, официальным дистрибьютором какой является компания.

А качество – потом

Других отраслей применения полимерных пленок, за исключением упаковки, сравнительно немного. Руководитель лаборатории РГУ Нефти и газа Виктор Протасов рассказал о перспективных технологиях защиты нефтяных труб с использованием особых композиционных материалов. Они состоят из двух защитных слоев нетканых материалов и среднего изоляционного слоя пленки. Различные варианты таких покрытий предполагают использование ПЭНП и полиэфиров, полипропилена и хлопка, стеклоткани. Это сравнительно недорогое и эффективное средство защиты труб от коррозии, особенно в местах сварных швов.

Проблемы сырьевого обеспечения отрасли взяли особое место в докладе генерального директора «КвадроКом» Александра Суматохина. По его словам, из торговой компании фирма во все большей степени становится производственной, однако пока занимается в основном «перемоткой» китайских стрейч-пленок. Вышло, что компания вступила в конфликт с отечественными игроками рынка из-за утраты последними крупных заказов. При этом российские компании не в состоянии предложить конкурентоспособный продукт из-за отсутствия в России стабильного производства линейного полиэтилена. Соответственнее сырье выпускает только НКНХ, но и его работа нестабильна.

Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:

А качество – потом А качество – потом А качество – потом А качество – потом А качество – потом А качество – потом А качество – потом А качество – потом А качество – потом

Источник