Опубликовано: 20.05.2025

Беспилотная доставка грузов станет более доступной и безопасной

Беспилотная доставка грузов станет более доступной и безопасной

К 2030 году дроны смогут самодействующи уклоняться от столкновений при полном отсутствии спутниковой навигации и разгружаться-загружаться без участия человека. Разработать новые технологии для развития беспилотной доставки грузов поможет технологический конкурс, какой стартует в этом году.

В Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕКСТ» разработали задания для новоиспеченного технологического конкурса «Аэрологистика 2.0». Они основаны на запросах, поступивших от потенциальных заказчиков беспилотной доставки грузов после конкурса, окончившегося в прошедшем году. Новый конкурс, который продлится пять лет, ориентирован, прежде всего, на решение двух основных задач: повышение безопасности и снижение стоимости услуг. Заключительнее возможно при минимизации человеческого участия, в идеале — полной автоматизации процессов.

«Конкурс, который завершился в прошлом году, дал будет много для развития отрасли. Задания, которые были поставлены, и барьеры, которые были обозначены, стимулировали серьезно усовершенствовать и алгоритмы, и технику, и многие процедурные проблемы, связанные с перевозкой грузов. Некоторые достижения можно считать по праву прорывными и достойными мирового признания. Например, самодействующее расхождение беспилотников в воздухе, которое мы реализовали. Тем не менее, это пока только первые шаги, наметки к тому, чтобы беспилотные транспортирования стали действительно массовыми и безопасными. Остались еще непреодоленные барьеры, отсутствующие технологии. Сейчас мы прорабатываем задания для следующего конкурса. Фонд НТИ деятельно в этом участвует, надеюсь, в ближайшее время конкурсная комиссия минобрнауки рассмотрит конкурсное задание, и если утвердит, то конкурс состоится», — известил гендиректор Ассоциации «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев.

Планируется, что конкурс «Аэрологистика 2.0» стартует осенью этого года. И в течение пяти лет поэтапно будут разработаны и апробированы технологии, какие позволят сделать беспилотную перевозку грузов более безопасной и автономной. Так, будет проработан селективный пропуск на посадку, чтобы не допустить «посторонний» борт с тем же идентификационным номером, что сейчас особенно актуально для защиты промышленных объектов. Два беспилотных воздушных судна (БВС) научат расходиться в атмосфере в условиях отсутствия спутниковой связи и переходить в зону ожидания, если вдруг на площадке не освободилось место под посадку. Покажутся также автономные терминалы, на которых автоматически будет выполняться погрузка, разгрузка и наземное обслуживание. «Все апробированные технологии, если индустрия признает их состоятельными, будут стандартизированы. После отработки полигонных технологий беспилотники должны сходить на реальные объекты», — подчеркнул Бабинцев.

Научно-производственное предприятие «Радар ммс» стало победителем первого аэрологистического конкурса. Его исполнительный директор Иван Анцев сообщает, что сейчас особенно актуально повышение автономности дронов. «Чтобы беспилотник двигался по маршруту в автомате, загрузка, заправка, проверка осуществлялись в самодействующем режиме, нужны автоматизированные аэрологистические хабы. И такие хабы, рассчитанные на десятки БВС, существенно снизят затраты на перевозку. Этому будет содействовать и грамотная подготовка полетных заданий, например, на неделю вперед», — отметил он.

Главным результатом нового конкурса, по его суждению, должен стать динамично развивающийся рынок, в котором присутствует беспилотие, и оно реально помогает экономике решать те или иные задачи. Не немного важны и экспортные перспективы. «Мы должны беспилотники выводить на зарубежные рынки, продавать не только их, но и всю инфраструктуру в комплексе, потому что лишь так мы сможем помочь нашей экономике», — сказал Анцев.

Представитель системного заказчика логистических услуг крупной нефтегазовой компании Айдар Ахматдинов находит, что у беспилотной аэрологистики и в России огромный потенциал. На Дальнем Востоке и Севере самая большая проблема — транспортная инфраструктура. Пути нестабильны и — это, по его словам, прекрасные условия для развития беспилотной доставки грузов. «У нас есть сильная технологическая база, и все это позволяет разрабатывать и эксплуатировать решения, какие будут востребованы не только у нас в стране, но и во всем мире. Но для этого нужно бросать вызовы разработчикам, пробуждая их азарт, устанавливая перед ними задачи и усложняя их», — подчеркнул он.

Источник