По этим нового исследования «Нильсен», доля СТМ (собственных торговых марок) розничных сетей в 2025 году впервые превысила 15% от итого рынка FMCG, объединяющего как офлайн-магазины, так и онлайн-площадки. Анализ проводился за период января–апреля 2025 года по более чем 150 розничным сетям и 50 интернет-магазинам по всей России. Часть продаж взята в денежном выражении.
«Если несколько лет назад мы говорили о том, что доля СТМ составляет примерно 10%, то сейчас преодолен новоиспеченный рубеж — на них приходится уже более 15% от оборота всего омниканального рынка FMCG. И в дальнейшем значимость частных марок с вящей вероятностью продолжит расти. В качестве причин для активного роста СТМ можно выделить несколько факторов. Во-первых, частные марки в заключительные годы стали одним из стратегических направлений ритейлеров — это тот формат продуктов, который позволяет выделяться среди других сетей, формировать уникальную полку и благодаря этому наращивать лояльность покупателей. Во-вторых, меняется и позиционирование СТМ: и выговор не только про соотношение цены и качества, а про доверие к таким продуктам и готовность приобретать их. Яркой иллюстрацией становится подход молодой аудитории: четверть представителей поколения Z сообщают о том, что они предпочитают частные марки брендированным товарам производителей, — то есть восприятие СТМ в их глазах улучшается. В-третьих, за последние годы гораздо усилился формат хард-дискаунтеров — тех магазинов, где частные марки изначально занимают широкое пространство на полке, а “качественные товары по доступной стоимости” становятся основой их позиционирования. Все это позволяет частным маркам, с одной стороны, становиться конкурентным преимуществом для игроков, а с другой — качественным и излюбленным продуктом для покупателей», — комментирует Салтанат Нысанова, директор по работе с клиентами «Нильсен».
Если посмотреть на продажи частных марок в различных категориях FMCG, то приметнее всего они развиваются в трех группах — товарах для животных, прохладительных и горячих напитках. В них динамика продаж СТМ в январе—апреле 2025 превысила +30%, а в случае товаров для звериных — составила сразу +50% в денежном выражении.
«Помимо самых быстрорастущих категорий СТМ, отдельное внимание стоит обратить и на те группы товаров, какие имеют наибольший вес в структуре частных марок — мясные изделия и молочную продукцию. Совокупно они занимают уже более 50% всех СТМ на омниканальном базаре и вносят основной вклад в его развитие. К примеру, из 22,2% роста всех СТМ за прошедшие месяцы сразу треть (7,6 п.п.) бывальщины обеспечены вкладом молочной группы. Это говорит о том, что частные марки наращивают свое присутствие в том числе в “базовых” категориях корзинки, где для покупатели особенно чувствительны к качеству товаров», — отметила Салтанат Нысанова.