Опубликовано: 31.07.2020

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

…и пил чай. Истина, увы, не из знакомого с детства стакана в подстаканнике, а из одноразового стакана. Хотя в поездах еще встречается выдача чая в «традиционном исполнении», всё вяще используется одноразовая посуда: полимерные чашки или псевдобумажные стаканы. Вопроса применения в поездах одноразовых посуды и упаковки мы тут, вне сомнений, коснемся, но в целом материал посвящен предстоящему Дню железнодорожника и 110-й годовщине начала в нашей стране организации столы пассажиров в поездах дальнего следования.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

И все-таки жаль

И хотя чай в посуде с подстаканником субъективно «вкуснее», от этой немало чем вековой традиции и привычки, видимо, придется полностью отказаться, и нынешняя пандемия этот процесс ускорит.

Конечно, жалко. Жаль, что исчезнет один из традиционных атрибутов поездки: позвякивание ложечки в стакане под стук колес. Но такова жизнь. Кулеры с водой и вендинговые аппараты, нередко устанавливаемые сейчас в вагонах, тем более тому поспособствуют.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Начало питания на колесах

Как известно, первые железнодорожные спальные вагоны начали изготавливать в США в компании, какой руководил Джордж Мортимер Пульман (George Mortimer Pullman, 1831 – 1897). С 1867 г. «пульмановские» вагоны начали выпускаться серийно. Тут же у Джорджа Пульмана возникла дума: «Если мы предлагаем людям удобно путешествовать по железной дороге, почему бы не покормить их в пути?» В конце того же 1867 г. был выстроен первый вагон-ресторан.

В 1880-е годы рестораны на колесах стали появляться и в европейских поездах. Они стали обязательной принадлежностью поездов «Интернационального общества спальных вагонов и скорых европейских поездов» (Compagnie Internationale des Wagons-Lits), основанного в Бельгии в 1872 г. В 1896 г. поезд этой компании, так именуемый «Северный экспресс» (Nord-Expess), впервые напрямую связал Париж с Петербургом. Так на железных дорогах России показались первые вагоны-рестораны.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Вагон-ресторан на британской железной дороге в 1908 г.

Но на внутренних рейсах это новшество внедрять не спешили. Дело в том, что поезда тогда мастерили много длительных по времени остановок (частично вынужденных: котлы паровозов заливали водой), и у пассажиров была возможность закусить в станционных буфетах, либо через проводника заказать еду оттуда в вагон. А на некоторых вокзалах половые из буфетов подносили стол к дверям вагонов прибывавших поездов. Как позднее делали бабушки, приносившие к поездам пирожки, вареную картошку, огурцы и прочее.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Как в тех буфетах кормили? Да по-разному. В мемуарах можно отыскать множество отзывов о питании на станциях. Большинство, кстати, положительных. В начале ХХ века за рубль-полтора там можно было весьма лакомо и сытно поесть.

Первые российские

Считается, что первый вагон-ресторан на внутреннем маршруте появился в 1910 г. в составе поезда Петербург – Вержболово. Ныне этот литовский город носит наименование Вирбалис (Virbalis), а тогда – это была пограничная станция, соединяющая Российскую империю и Восточную Пруссию.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Потом вагоны-рестораны сделались цеплять к поездам южного, курортного направления. В 1912 г. в ресторане экспресса Санкт-Петербург – Минеральные Воды попытались завести то, что сейчас называется комплексным обедом. В определенные часы (не самые удобные, дабы отделить «чистую публику» от пассажиров третьего класса) предлагались обеды стоимостью 80 копеек. Это укладывалось в «расписание труды» тогдашних вагонов-ресторанов: при большом количестве желающих попасть туда для пассажиров устанавливались «сеансы посещения». Но у неимущего люда комплексные обеды большим успехом не пользовались (дороговато). Они предпочитали питаться захваченной в дорогу снедью.

Появился «трактир» на колесах и в транссибирском экспрессе, благо этот поезд был учрежден упомянутой Compagnie Internationale des Wagons-Lits. После и в поездах, следовавших в Среднюю Азию и по другим направлениям. Но массовому внедрению вагонов-ресторанов помешала, понятно, Первая мировая брань.

Вагоны специального назначения

В том же 1910 г. в России был создан вагон-кухня для воинских эшелонов. Он был испытан, получил хорошие отзывы, но остался один-единственным. Что удивительно, учитывая расстояния, на которые требовалось перебрасывать войска.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Потребность в таких вагонах резко возросла, когда в ходе Первой всемирный войны возникла необходимость создания санитарных поездов.

Для них первоначально стали использовать вагоны-кухни персональных поездов членов императорской фамилии и высших чиновников края. Тем более что первые санитарные поезда создавались под кураторством именно членов царской семьи.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Потом эти вагоны пришлось спешно собирать из того, что оказывалось под дланью.

Железнодорожный чай

1910 г. ознаменовался еще и тем, что с февраля этого года в поездах Николаевской железной дороги, связывающих две столицы, при условии прибытия ранее 11 часов, пассажирам за отдельную плату сделались предлагать чай или кофе.

Кипятильников в вагонах тогда не было. На станциях располагались так называемые «кубовые» – отдельные небольшие постройки, снабженные надписью «Кипяток», где постоянно была горячая вода. Проводники вагонов первого и второго класса на остановках с вящими чайниками направлялись туда, где и брали кипяток для заваривания чая для пассажиров. Пассажиры попроще сами ходили за кипятком. Первоначально для кипятка ввели цену в копейку за стакан, гривенник за чайник, но позже от платы отказались. Тогда краны с кипятком вывели наружу, а на железной пути установился принцип, действующий до сих пор: «кипяток бесплатно».

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

С конца 1940-х гг. при строительстве новых цельнометаллических пассажирских вагонов их сделались оснащать «титанами» – аппаратами, в которых производилось кипячение воды и поддержание ее в горячем состоянии. Нагрев «титана» первоначально осуществлялся горением угля, запоздалее электричеством.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Весь процесс приготовления чая (от кипятка до подачи пассажирам) лег на плечи проводника, понятно, без сокращения других обязанностей.

А надобность в будках «Кипяток» отвалилась, но они еще долго оставались на перронах многих станций, иной раз, являясь их украшением.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Советские вагоны-рестораны

После окончания Гражданской брани в стране наблюдалась острая нехватка железнодорожных вагонов. В 1927 г. началось производство пассажирских вагонов с металлическим каркасом и деревянной обшивкой. Частно назывались они «егоровскими вагонами» или «егоровцами» потому, что их выпуск был начат на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова. Запоздалее к их выпуску подключился Калининский (ныне Тверской) вагоностроительный завод. Выпуск продолжался до 1941 г. Всего двумя предприятиями было изготовлено распорядка 8 тыс. вагонов. Выпускались «егоровские вагоны» разных типов: плацкартные, купейные, мягкие и вагоны-рестораны.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Ими стали комплектовать проезда. Вначале сибирского и полуденного (курортного) направления.

Первоначально вагоны-рестораны даже приходилось рекламировать.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Но, начиная с 1960-х гг. при вполне качественном ассортименте цены в них сделались вполне демократичными, что давало возможность посещать их в пути практически всем пассажирам. Автор этих заметок в 1972 г., возвращаясь со спешной службы и имея в кармане «тощие» деньги, состоявшие из 10,6 руб. последней сержантской получки и 10 руб. от министерства обороны «на путь», из которых 4 руб. заплатил в кассу за билет в плацкартный вагон (МО оплачивало проезд только в общем вагоне), сытно закусил в вагоне-ресторане и «приплюсовал» к обеду бокал вина. На что затратил около трех рублей.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Сейчас вагон-ресторан является принадлежностью любого «фирменного» поезда, находящего в линии более шести часов. С появлением поездов, составленных из двухэтажных пассажирских вагонов, стали выпускаться и вагоны-рестораны соответствующей этажности.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Вагон-ресторан двухэтажного поезда.

Еда «на вынос»

Впрочем, пассажирам в поездах далекого следования при отсутствии своей снеди необязательно было идти в ресторан: они могли приобрести у проводников, кроме чая, печенье и сласти. Кроме того, официанты вагона-ресторана регулярно проходили по составу с корзинами, предлагая пассажирам достаточно широкий набор закусок: выпечку, шоколад, бутерброды, мороженое, соки, лимонад, а также (когда это было разрешено) пиво и немало крепкие напитки в стограммовых «мерзавчиках».

Сейчас, если у проводников еще и можно что-то приобрести из «закуси», то официанты в вагонах с изложенным «сервисом» не являются. Их заменили вендинговые аппараты.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

Торговые автоматы в двухэтажном вагоне с сидячими местами.

Питание, включенное в стоимость билета

Поездки с включенным столом появились у нас в стране в середине 1990-х гг. Предлагалось покупать билеты в обычное 4-местное купе, где полагался набор питания в пути. Так как этот набор в розничной торговле явно стоил дешевле, чем в поезде, у обычных пассажиров такая услуга успехом не пользовалась. Зато этот сервис скоро оценил командированный люд. Бухгалтерия, в отличие от бутербродов, стоимость которых должна была входить в суточные, увеличенную на питание стоимость билета оплачивала полностью. А «сэкономленные» таким образом деньги можно было использовать на свои нужды. Так, на приобретение «бутылки» в дорогу, особенно, если ехали в командировку компанией.

Сейчас предоставление набора столы входит в «обязательную программу» некоторых вагонов отдельных поездов. Их раздают проводники при отходе от станции отправления или на промежуточных станциях. Это «сухомятка», в дополнение к какой предлагается чай и кофе, а также соки. В других поездах стандартные варианты питания в дороге, в т. ч. горячего, можно приобрести при покупке билетов или прямо в поезде, «кормежку» в этом случае доставят из вагона-ресторана.

Я ЕХАЛ В ВАГОНЕ ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ, ПО САМОЙ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ

РЖД – драйвер упаковочной отрасли

Все эти комплекты столы на железной дороге, как, впрочем, и на других транспортных средствах массового передвижения людей, несомненный резерв потребности упаковывания.

Транспортным компаниям каждодневно требуются тысячи, если не миллионы, разнообразных наборов питания.

Но в любом, даже в самом простейшем, наборе используются самые многообразные упаковки. «Саше» для порции кофе; заварочный пакетик для чая; «стик» для сахара-песка; «флоупак» для булочки; вакуумная упаковка для нарезки колбасы, копченостей и влажна; ёмкость из ламистера для паштета; ПЭТ-бутылка для воды; картонно-полимерная тара для сока и т. д. К этому стоит добавить упаковку для зубочисток, салфеток, столовых приборов. И вся эта упаковка одноразовая, как бы ее сейчас ни ругали.

Но вытекает отметить, что раздельный сбор использованной упаковки в вагонах РЖД налажен практически идеально, так что, тара, используемая железной дорогой, натуру точно не засоряет.

Заказы железной дороги и других транспортных компаний очень выгодны поставщикам питания – это верные и долговременные партнеры. Отсюда возникают крупные заказы упаковочных средств. Да и производителям упаковочной техники тоже достаются заказы на новоиспеченное оборудование.

Источник