Опубликовано: 30.10.2019

Как доставка еды изменила облик наших городов

Как доставка еды изменила облик наших городов

Новоиспеченный для России рынок доставки готовой еды растет беспрецедентными темпами — за этот год он удвоится, обогнав рост экономики в целом почти в сто раз. Это не расстающиеся со смартфонами миллениалы сделали неотъемлемой долей мегаполисов несущихся по улицам и тротуарам курьеров с яркими сумками. Чего в них только нет — пицца, бургеры, роллы…

По итогам 2019 года этот базар может занять до 9% в обороте общепита. Его емкость Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) оценивает в 86 миллиардов рублей, это в два раза вяще, чем в 2018 году, сообщил «РГ» президент АКИТ Артем Соколов. «Сектор растет без поддержки государства и каких-либо дотаций», — помечает предправления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) Андрей Карпов.

Для сравнения, оборот розничной торговли едой — возле 14 триллионов рублей в год. В ближайшие три года доля этого сектора в обороте общепита может вырасти до 15%, прогнозирует Карпов. Эксперты именуют два основных драйвера этого «экономического чуда»: развитие новых технологий и изменение потребительского поведения. Заказчики готовой еды желают экономить время и питаться не как в «совковых столовках».

При этом все чаще, думая о здоровье желудка, люди заказывают не только пиццу, желая она, по-прежнему, безусловный лидер потребительских предпочтений. Пользователи делают выбор и в пользу «домашних» блюд — котлет, супов, традиционных салатов. Вини потребления уже более сглажены по времени — активно заказывают и завтраки, и ужины. Доставка еды конкурирует со всеми альтернативными сценариями потребления еды — в том числе с походом в магазин у дома и самостоятельным приготовлением еды, рассказал «РГ» руководитель фудтех-направления «Яндекс.Такси» Максим Фирсов.

Основная аудитория крупнейших сервисов Delivery Club и «Яндекс.Еды» — «миллениалы». «Это люд в возрасте от 24 до 35 лет. Их 48% от общего числа заказчиков. Доли мужчин и женщин почти на одном уровне, с кой-каким (до 4%) перевесом мужской аудитории», — рассказал Михаил Берлизев, руководитель компании QuietMedia, имеющей доступ к вящим данным операторов сотовой связи.

«За качество еды отвечает ресторан. Среднее время доставки составляет 32 минуты, за это пора курьер не контактирует с заказом. Мы тщательно отбираем партнеров, и в случае жалоб ресторан отключают», — отмечает Максим Фирсов.

«Притязание потребитель может выставить как агрегатору, который взял у него деньги, так и ресторану. В любом случае потребителю должны вернуть денежки за некачественный товар», — полагает Артем Соколов. Вопрос в том, кто их вернет.

На рынке доставки еды требуется более четкое регулирование, как по обеспечению безопасности потребителей, так и повышению прозрачности движения денежек, сходятся во мнении эксперты.

Для покупателя же возможности по доставке еды будут только расширяться. Уже сейчас «Яндекс.Еда» работает в 33 городах России и в двух городах Казахстана. «Помимо ресторанов к доставке готовой еды готовы подключиться и продуктовые сетевые лавки. Буквально на днях представители «Ленты» говорили о том, что у них есть для этого кухни», — сообщил Андрей Карпов.

Несомненно, технологии доставки будут меняться. «Но в ближайшее время мы вряд ли увидим дроны или беспилотные такси, доставляющие пиццу. Во-первых, государство все больше контролирует использование дронов, особенно в рамках городов. Во-вторых, когда потребитель заказывает еду, он желает вообще не выходить из дома, а «беспилотники» пока подразумевают необходимость куда-то идти. Будут развиваться транспортные средства, так, электросамокаты. Но люди-курьеры останутся», — полагает Андрей Карпов.

«Вряд ли будут появляться какие-то сложные техсредства. Еду доставляют в густонаселенных городах, значительна скорость, которую проще обеспечить курьерам. Многие агрегаторы уже выставляют дедлайны доставки в 10-15-20 минут. Холодные макароны или пицца никому не необходимы», — резюмирует Артем Соколов.

Источник