Опубликовано: 03.12.2019

“КОНФЕТНАЯ КАРТИНА” И “КАРТИННАЯ КОНФЕТА” – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Об истории и связанных с ней преданиях и загадках лучших отечественных брендов портал уже писал. Здесь речь пойдёт ещё об одной из старейших отечественных торговых марок. Тем немало что в ней, да и в первоисточнике ее оформлениb, также много неясностей.

Устами младенца

«Конфетная картина» – такое наименование дал шедевру И. И. Шишкина мой четырехлетний внук, когда делился впечатлениями от нашего посещения Третьяковской галереи. Собственно, с этого ребяческого определения начались мои поиски сведений и об оформлении, профессионально называя, этикетки (в просторечии фантика) всем известной конфеты и о «первоисточнике» рисунка на ней. Попутно пришлось понимать с фактами из жизни ряда художников.

Два в одной

О картине Ивана Ивановича Шишкина (1832 – 1898) «Утро в сосновом лесу» достоверно известно два факта: что она была написана и приобретена за 4 тыс. руб. Павлом Михайловичем Третьяковым (1832 – 1898) в 1889 г, и что написана она в соавторстве с Константином Аполлоновичем Савицким (1844 – 1905).

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

А вот в прочих моментах, связанных с ней, остаются загадки. Искусствоведы спорят: кто из художников является автором идеи, чей эскиз послужил основой полотна? Эскизы, которые можно посчитать прообразом сюжета, находятся в творческом наследии обоих авторов. При работе же (тут противоречий нет) Шишкин строчил пейзаж, Савицкий – фигуры медведей. Первоначально картина была подписана обоими художниками. Но потом фамилия Савицкого была снесена, об этом свидетельствует пятно под подписью Шишкина.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Вопрос: кто убрал вторую подпись? Называют Третьякова. Вроде договорился он о торговле с Иваном Ивановичем, а когда картину привезли, на ней присутствовала еще и подпись Константина Аполлоновича. Это собирателю картин почему-то не понравилось, и он собственно с помощью скипидара смыл вторую фамилию. Называют и самого Савицкого, который, якобы по собственной инициативе, признавая первенство товарища, снял свою подпись. По третьей версии, фамилию соавтора убрал Иван Иванович, поддавшись греху гордыни. И это вроде бы возмутило Константина Аполлоновича. Неплохо, что точно известно: четверть от выплаченной суммы Савицкий все-таки получил.

Легенды и факты из жизни автора этикетки

Именуются и разные версии, прежде всего о времени появления конфеты «Мишка косолапый», самого названия этого кондитерского шедевра, и его размашисто известной этикетки. По одной из легенд, конфета была создана на фабрике товарищества «Эйнем» на рубеже XIX и XX столетий (вот так неопределённо). Имя ей якобы дал тогдашний руководитель предприятия Юлий Хойс, в кабинете которого висела репродукция картины Шишкина и Савицкого.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

А вот самый престарелый найденный фантик с изменённой репродукцией «Утра» датируется 1913 г.:

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Возникает вопрос: если кондитерское изделие создано в то, пускай и неопределённо точное время, почему этикетка появилась спустя десяток или даже больше лет? Тем более что возникновению названия якобы послужила полотно. Во что конфету заворачивали все это время? Возможно, что «открытие» более раннего фантика ещё впереди.

Автором макета этикетки все ключи указывают Мануила Андреевича Андреева (1884 – 1959), правда, кое-где именуя его Эммануилом. А журнал «Тара и упаковка» (№3 за 2007 г., стр. 68 – 70, тут можно прочесть о художнике подробнее) назвал его «классиком российской этикетки».

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

В статье упомянут эпизод, рассказывающий о том, что якобы забрали художника из иконописной студии по настоянию тётки, когда та, придя навестить племянника, узрела святотатство: он писал новую работу, присев на стопку готовых образов. Так родилась легенда: изгнанного юношу, поверив в его талант, подобрали хозяева кондитерской фабрики, и дали работу. И проработал он на «Эйнеме», запоздалее «Красном Октябре», всю свою жизнь, оформив множество выдающихся упаковок.

Реальным фактом в этом рассказе является то, что Андреев первоначально обучался в иконописной мастерской. В 14 лет отец забрал его из мастерской и устроил учеником в гравёрное отделение литотипографии. Одновременно юный ученик устроился в вечерние классы Строгановского училища, которое окончил в 1901 г. В 1906 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, окончив какое через пять лет, был оставлен еще на 4 года в специальном классе для получения официального звания художника живописи. За время учёбы он неоднократно удостаивался различных наград, но при этом не кидал сотрудничества с типографией. Так что образование он получил прекрасное и многогранное. А в 1913 г. он выиграл конкурс на оформление стенки рекламного календаря, коротаемый товариществом «Эйнем». В качестве добавки к победе ему было поручено оформить этикетку «Мишки косолапого». С тех пор почти все труды по графическому оформлению фабрика стала заказывать в типографии братьев Менерт, настаивая на том, чтобы работу выполнял именно Андреев, как владевший искусством миниатюры и неплохо знавший технические возможности литографии того времени.

Известны пейзажи (чаще темпера) этого художника, но более итого он работал в области промышленной графики, продолжая трудиться в типографии, которая после Октябрьской революции стала называться имени Бухеева, оформляя кондитерскую, винодельческую, табачную, чайно-кофейную и консервную продукцию.

«Мишка», «Мишка», где твоя сберкнижка?

Выпуск «Мишки косолапого», причем, в традиционном оформлении (со сменой, природно, названия фабрики), возобновился после окончания Гражданской войны. Послужила конфета и делу рекламы. Был фантик с рекламой сберкасс, якобы сочиненной В. Маяковским: «Если желаешь кушать ”Мишку”, заведи себе сберкнижку».

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Использовали изображение конфеты и при и оформлении Дома Моссельпрома. На полотну Варвары Федоровны Степановой (1894 – 1958), кстати, одного из соавторов этого панно, оно видно на втором этаже.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Звездопад

Привнёс изменения в этикетку ученик М. Андреева Леонид Константинович Челноков (1919 – 2003), который точно всю жизнь, начиная с 1947 г., отработал в штате «Красного Октября» художником, позже главным художником.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Изменения, проведённые им в конце 1940-х гг., в основном заключались в том, что бывальщины убраны желтые шестиконечные звезды. Видимо потому, что напоминали они об одном из самых страшных преступлений нацизма.

Невозможно перечислить все кондитерские изделия, обёртки каких создал Л. Челноков. Перечислим лишь некоторые конфеты и карамель: «Ну-ка отними» (с достаточно регулярными изменениями), «Раковые шейки», «Алый мак», «Петушок», «Кис-кис».

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Самая нелепая ошибка, «Мишка»,…

В СССР конфеты «Мишка косолапый» выпускались несколькими кондитерскими фабриками в различных городах. Итогом такого распространения стал целый набор местных этикеток, в рисунок которых были внесены свои изменения, пуще всего из-за разных возможностей типографий, где они печатались, но все они несущественны.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

В 1990-е годы на авторское право у нас в стране и ближнем зарубежье нередко плевали. Кто только не пытался выпускать «Мишку», внося в этикетку или название свои местные, а то и «местечковые» преображения.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Доводилось видеть фантик и с надписью на иврите. А некий российский кооператив, решив оформить продукцию «поиностранее», продублировал наименование на английском. Да вот вышла ошибка: вместо bear (медведь) в сочетании с английским аналогом слова «косолапый» ошибочно отпечатали: beer (пиво). «Косолапое пиво» – весьма подходящее название для пенного напитка!

В наше пора с авторскими правами более-менее навели порядок. Стоило бы утверждать, что в нашей стране «Мишку косолапого» спускает лишь «Красный Октябрь», да вот нашлась информация, что есть такая продукция в ассортименте Новосибирской кондитерской фабрики. Легитимно ли это? Тут, я думаю, «Красный Октябрь» разберётся.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

…то, что ты уходишь от меня

А вот с другой фабрикой из постсоветского пространства пока «разобраться» не получается. Знаменитая рижская фабрика Laima, чья продукция пользовалась завоёванным успехом в Стране Советов, тоже выпускала «Мишку», частично в традиционной «униформе», а также в другой «одежке». Видимо, прибалты всегда стремились к независимости, хотя бы в малом.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Ныне же на фабрике, убрав из оформления надпись на русском стиле, выпускают кондитерские изделия с латышским аналогом названия: Lācītis kehainītis, но с бессмертным шедевром в оформлении.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Попытка фабрики «Алый Октябрь» через суд запретить использование, пусть и в переводе, принадлежащего ей бренда, окончилась тем, что в Латвии была запрещена торговля московских конфет «Мишка Косолапый».

А, может, Государственной Третьяковской галерее или Министерству культуры РФ следовало бы сейчас вчинить иск к латвийскому производителю за использование в оформлении полотна Шишкина и Савицкого? Ведь это тоже «российско-советское наследие».

Ключ и развитие направления

Допускаю, что идею поместить на упаковку, пусть и изменённый, художественный шедевр подсказал предыдущий маркетинговый ход фабрики «Эйнем». В её ассортименте были «серийные» наборы: «Русские художники и их картины» и «Знаменитые памятники». Но там изображения бывальщины размещены на открытках, уложенных внутрь упаковки.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Здесь же оставался лишь следующий шаг: вынести картину «наружу».

Создав этикетку «Мишки косолапого», М. Андреев отворил новое для нашей страны направление в оформлении пищевой продукции: использование известных произведений искусства. И сам же его продолжил. В 1920-е он создал обёртки для шоколада «Четыре поре года» для Московской кондитерской фабрики Центросоюза (с 1931 г. «Рот Фронт»), где использовал пейзажи, в том числе, популярных художников.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

А также «скромно» и свое произведение.

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Эстафету подхватила табачная продукция. Портал уже публиковал материал о папиросах с «военной тематикой» в наименованье. И на приведённых там иллюстрациях видно, что оформление папирос «Чапаев», явно идет от кадра из одноименного фильма братьев Васильевых, а рисунок на стопке папирос «Тачанка» скопирован с известного шедевра М. П. Грекова, также хранящегося в Третьяковской галерее.

А позже благодаря собранию этой сокровищницы русского искусства получили лицо коробки папирос «Богатыри» и «Запорожцы».

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

"КОНФЕТНАЯ КАРТИНА" И "КАРТИННАЯ КОНФЕТА" – И ОБЕ ПОЛНЫ ЗАГАДОК

Сейчас табачные изделия вряд ли кто вздумает украшать живописью. По крайней мере, удивительно она будет смотреться с «веселыми картинками» вреда от курения, которые обязательны на пачках. Зато это направление оформления вновь перебежало к производству сладкой продукции. Популярен набор шоколадных конфет «Третьяковская галерея» с изображением картин на коробках.

**

Портал также сообщал о мармеладе и мороженом с репродукциями полотен импрессионистов из залов Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, размещенными на упаковках.

Источник