Опубликовано: 29.10.2019

На рынке пищевой стеклотары в России может появиться новый крупный игрок

На рынке пищевой стеклотары в России может появиться новый крупный игрок

Бывший гендиректор «Фосагро» Максим Волков приобрел одинешенек из крупнейших в РФ Алексинский завод в Тульской области и рассматривает покупку еще нескольких активов. Сейчас рынок переживает не лучшие поры на фоне снижения потребления пивной продукции, отмечают эксперты. Бизнесмен признает, что пока маржинальность производства низкая, но, по его суждению, поддержать сектор может ограничение на пластиковую упаковку, которое обсуждается в правительстве.

Как стало известно «Ъ», новым совладельцем Алексинского стекольного завода сделался бывший гендиректор «Фосагро» Максим Волков. Сделка была закрыта в августе. Ее сумму источники «Ъ» не раскрыли. Господин Волков подтвердил «Ъ» эту информацию, пояснив, что ему сейчас принадлежит 25% в заводе. Остальные акции приобрел дружественный Максиму Волкову частный инвестор, которого бизнесмен не открыл. Максим Волков пояснил, что сейчас рассматривается покупка еще одного стеклотарного завода на северо-западе РФ, не уточнив, какого именно.

По его словам, «эффект масштаба» и часть на рынке стеклотары играют ключевую роль в стабилизации отрасли, пережившей не одну волну банкротств за последние десять лет.

Объем базара стеклотары в России оценивается в 10,2 млрд штук, он сокращается в последние годы. Алексинский стекольный завод, который вышел на целую мощность в 2009 году, может выпускать свыше 1 млрд штук (три печи по 360 тонн стекломассы в сутки).

Ключ «Ъ» в отрасли отмечает, что смена собственника Алексинского завода грозит рисками этим производителям, если у них будут возникать проблемы с закупкой тары. Он напоминает, что «Русский стандарт» экспортирует свою продукцию в Европу, где рослые штрафы за нарушение условий поставок. Максим Волков отметил, что новые владельцы «дорожат клиентской базой и намерены максимально удовлетворять требования каждого из клиентов в рамках наших возможностей». В группе «Руст», куда входит «Русский Стандарт Водка», подтвердили, что не видают рисков для себя из-за смены собственника завода, а «повышение стоимости тары может быть связано не со сменой собственника, а с сокращением мощностей заводов по производству стекла, что выходило в течение последних шести-семи лет».

Стеклозавод в Тульской области станет вторым активом Максима Волкова в этой сфере. В прошедшем году его структура АО «Пикалевская сода» купила Тверской стекольный завод мощностью 240 тонн стекломассы в сутки, какой тогда был в предбанкротном состоянии. Как пояснил господин Волков, на предприятии ведется модернизация.

В начале 2000-х годов новые мощности по выпуску стеклотары можно было окупить за три года, сообщают на рынке, но в последние годы ситуация ухудшилась. Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз помечает, что в 2008 году, когда пивная индустрия, на которую приходится более 70% потребления алкоголя в России, активно развивалась, было выстроено много стекольных заводов, что стало причиной перепроизводства. При этом в 2013-2014 годах, когда в секторе произошел спад из-за сокращения спроса, эти предприятия начали банкротиться. Основной вином провала потребления эксперт называет демографический кризис и увеличение среднего возраста населения, поскольку основной потребитель пива — молодежь.

Сейчас производство пищевой стеклотары является низкомаржинальным бизнесом, помечает Максим Волков. Но, говорит он, все активнее обсуждается ограничение использования ПЭТ-тары в определенных секторах, что в перспективе может поддержать область. C 2017 года в РФ уже действуют ограничения на допустимый объем пластиковой упаковки для пива, который не может быть выше 1,5 литра, и обсуждается дальнейшее снижение допустимой емкости.

Ключ