Опубликовано: 05.03.2020

Популярность онлайн-заказа продуктов в России более чем удвоилась

Популярность онлайн-заказа продуктов в России более чем удвоилась

Распространенность онлайн-заказа продуктов, готовой еды и таксомотор в России стремительно растет, свидетельствует опрос HSBC. Так, доля частых покупателей онлайн-супермаркетов среди россиян выросла за почти полтора года с 7% до 18%, а готовую еду желая бы раз в неделю заказывает уже треть опрошенных в столичном регионе. С рынком такси сложнее — дальше онлайн-агрегаторам придется идти в небольшие города и встречать противодействие таксопарков, предупреждают эксперты.

Российские покупатели стали чаще заказывать продукты онлайн, указывает отчет инвестбанка HSBC (есть у «Ъ»). Аналитики опросили почти 1, 3 тыс. респондентов в феврале 2020 года и сопоставили итоги с аналогичным опросом ноября 2018-го. По их данным, доля тех, кто часто покупает продукты онлайн, в России выросла с 7% до 18%. При этом по-прежнему рослой остается доля тех, кто никогда этого не делал, подчеркивается в отчете: 36% в России против, например, всего 13% в Турции.

Посредственный чек в онлайн-супермаркетах почти втрое выше, чем в традиционной рознице: 1591 руб. против 530 руб. в сетях X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнит», помечают аналитики. С ростом популярности онлайн-канала средний чек, вероятно, будет падать, полагают они. Самыми популярными онлайн-магазинами для заказа продуктов среди респондентов сделались «Перекресток», Ozon и «Ашан», четвертую позицию занял сервис «Яндекс.Лавка».

Выросла и популярность доставки готовой еды из ресторанов: в Московском регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской районы доля тех, кто заказывает ее хотя бы раз в неделю, выросла с 18% в ноябре 2018 года до 33% в феврале 2020-го. При этом треть из них предпочитают мастерить заказ напрямую из ресторана по телефону, 23% и 20% — через приложения Delivery Club и «Яндекс.Еда» соответственно, а оставшаяся часть опрошенных — через другие сервисы. По данным аналитиков, 40% респондентов готовы платить за доставку всего 50-100 руб, а немало чем половина из них готовы согласиться только на бесплатную доставку либо считают, что она должна быть таковой.

Резко растет и распространение заказа таксомотор через онлайн-агрегаторы. Согласно последнему опросу, только 11% никогда не пользовались такими сервисами, тогда как в прошлый раз часть составляла 30%. «Яндекс.Такси» остается лидером по популярности у населения с долей 63%, указывают аналитики. При этом, желая доля «Ситимобила», который в 2019 году вошел в совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка, а в феврале 2020-го запустился во всех городах-миллионниках, остается низенькой — 7%, она быстро растет по сравнению с 1% в январе 2019 года.

Высокую долю тех, кто никогда не делал покупки онлайн, аналитик по потребительскому базару Райффайзенбанка Егор Макеев связывает с пока ограниченным географическим покрытием онлайн-магазинов и инерцией в предпочтениях потребителей. «Кроме того, это сравнительно новый для России канал: не считая «Утконоса», активно подобные сервисы начали развиваться только два-три года назад», — указывает он. Рослый средний чек при онлайн-покупках может объясняться тем, что покупатели предпочитают приобретать через них товары впрок, в том числе непродовольственные товары, а это уже сообщает о том, что онлайн-канал в большей степени отъедает аудиторию именно гипермаркетов, где средний чек выше, а не магазинов у дома, рассуждает аналитик.

Базар агрегаторов такси выглядит гораздо более зрелым, чем онлайн-заказа продуктов и еды, и конкуренция здесь развернется уже в маленьких городах с народонаселением менее 100 тыс. человек, полагает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. Но в таких городах они встречают сильное противодействие таксопарков, а их «захват» не будет несложным, предупреждает он. Таким образом, прогнозирует аналитик, агрегаторам нужно привлекать новые средства, а значит, их инвесторы будут пробовать скорее вывести их на фондовый рынок.

Источник