Опубликовано: 06.12.2019

Привычка к санкциям растет

Немало трети россиян (37%) заметили изменение ассортимента на полках магазинов в связи с введением продуктовых санкций, тогда как полгода назад таковых насчитывалось чуть немало четверти (26%). Вдвое увеличилась доля семей, которым пришлось внести коррективы в набор продуктовой корзины в связи с санкциями – с 10% в октябре прошедшего года до 20% в апреле текущего. За полгода с момента последнего опроса в полтора раза выросла доля семей, перебежавших на альтернативные марки взамен исчезнувших – с 8% до 12%. Но и отказываются от покупки альтернативных марок почти втрое вяще россиян, чем полгода назад – 2,5% в октябре и порядке 7% в апреле.

Исследовательский холдинг Ромир продолжает наблюдать за реакцией потребителей на введенные в августе 2014 года продуктовые санкции. Первые два опроса на эту тему были проведены в сентябре и октябре прошедшего года. Спустя еще шесть месяцев, в апреле текущего года, респондентам были заданы те же вопросы о замеченности изменений ассортимента лавок и последовавшими за этим корректировками в составе продуктовой корзины потребителей.

В исследовании приняло участие 1500 россиян в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих во всех федеральных и округах и во всех образах населенных пунктов, в т.ч. в сельской местности. Выборка репрезентирует взрослое население России.

Респондентам в первую очередь был задан проблема о том, заметили ли они изменения ассортимента на полках магазинов в связи с продуктовыми санкциями. Оказалось, что с момента последнего опроса произошли сдвиги в распределении ответов. Так, об исчезновении с полок лавок некоторых марок товаров заявили 32% опрошенных, тогда как сразу после введения продуктового эмбарго доля таких ответов составляла 20-21%. Соответственно, сократилась часть тех, кто не заметил изменений в ассортименте брендов – с 74% в октябре прошлого года до 63% в апреле нынешнего (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. В связи с введенными Россией продуктовыми санкциями приметили ли Вы изменение ассортимента в магазинах, где вы обычно делаете покупки? (%)

Привычка к санкциям растет

Источник: Ромир, апрель 2015

Как и в прошлых опросах, в целом об изменениях на полках пуще, чем в среднем по выборке, говорили жители крупных городов и миллионников, респонденты с высоким доходом. Наиболее чувствительными к изменению ассортимента на полках очутились жители северо-запада страны – среди них 60% заметили полное или частичное исчезновение привычных брендов. Несколько пуще, чем в среднем по выборке, об этом говорили также жители приволжских регионов.

Респондентам, которые отметили изменения в ассортименте лавок, был задан вопрос о том, произошли ли изменения в их продуктовой корзине в связи с этим. Утвердительно на этот вопрос ответило более половины (53%) россиян, какие отвечали на этот вопрос. Таким образом, в пересчете на все население страны получается, что практически каждая пятая семья привнесла коррективы в свои продуктовые корзины в связи с санкциями. В октябре же этот показатель был вдвое меньше и составлял 10%.

Диаграмма 2. Что Вы предприняли в связи с исчезновением с полок кое-каких марок товаров? (%) Вопрос задавался только тем респондентам, которые изменили содержание своей продуктовой корзины в связи с санкциями.

Привычка к санкциям растет

Ключ: Ромир, апрель 2015

И в заключении респондентам, корзины которых претерпели изменения из-за санкций, был задан вопрос о том, как они отреагировали на исчезновение привычных марок. 65% респондентов, отвечавших на этот проблема, признались, что перешли на альтернативные марки взамен исчезнувших, что, казалось бы, меньше доли подобных ответов полгода назад (74%). Однако в пересчете на все народонаселение страны получается, что к апрелю текущего года заменили бренды в своей обычной продуктовой корзине 12% россиян, тогда как в октябре таковых насчитывалось распорядка 8%.

В настоящее время воздерживаются от покупки альтернативных марок 29% отвечавших на этот вопрос, что в абсолютных цифрах в масштабе итого населения составляет 6-7%. Полгода назад, напомним, этот показатель равнялся 2,5%.

Рост показателей произошел за счет увеличения части россиян, заметивших последствия продуктовых санкций и, соответственно, изменивших свои продуктовые корзины в связи с этим.

На запасах, сделанных в момент вступления продуктового эмбарго, до сих пор живут 8% респондентов, отвечавших на данный вопрос, что в масштабах всей страны составляет не более 1%. За полгода этот показатель утилитарны не изменился. А среди респондентов, давших такой вариант ответа, по-прежнему преобладают жители Москвы и Питера.

Отметим, что о брендозамещении несколько пуще говорили россияне до 44 лет, тогда как респонденты старше 45 лет оказались более консервативны в своих брендовых предпочтениях – они, навыворот, чаще говорили об отказе от покупки альтернативных марок.

Источник