Опубликовано: 10.11.2021

Российские потребители больше не хотят сами покупать еду в магазинах

Российские потребители больше не хотят сами покупать еду в магазинах

Уже сейчас в гипермаркетах вяще курьеров служб доставок продуктов, чем самих «живых» покупателей. Россияне за время пандемии привыкли получать продукты в течение 30-40 минут, не сходя из дома. Перспектива недалекого будущего — продуктомат в каждом подъезде.

По итогам 2021 года онлайн-продажи продуктов могут добиться 380 млрд рублей, в сравнении с прошлым годом увеличившись примерно в 2,5 раза (со 155 млрд рублей).

Часть онлайн-продаж продуктов питания (не считая ресторанов) в розничном торговом обороте на данный момент составляет около 5%. И эта часть неуклонно растет, начиная с третьего квартала прошлого года. При этом в третьем квартале 2021 года не наблюдалось спада торговель, как это было в прошлом году, обращает внимание генеральный директор INFOLine Иван Федяков. В прошлом году летом снимали антиковидные ограничения, люд в это время разъезжаются по дачам и отпускам. Но в этом году, несмотря на отсутствие жестких ограничений, рост продолжился.

Участники базара выходили в новые регионы и запускали новые сервисы, и это стало основным драйвером роста. В частности, сейчас активно развивается сервис экспресс-услуг, поясняет Федяков. А на итогах четвертого квартала скажутся введенные антиковидные ограничения, то кушать рост опять же продолжится.

Если раньше покупки продуктов в интернете скорее были антикризисной мерой, сейчас многие россияне к этому уже свыклись. При этом если сначала покупатели заказывали продукты впрок на неделю, а скоропортящиеся товары докупали по пути с работы домой, с половины прошлого года поведение покупателей начинает меняться. Россияне стали привыкать к быстрым доставкам продуктов повседневного спроса: литра молока, десятка яиц или буханки хлеба. Отдельный люди пользуются такими сервисами по несколько раз в день. Это удобно и выгодно. Делая покупки на неделю вперед, есть риск выкинуть 10-20% продуктов, у которых истек срок годности. Этого не происходит, если заказывать небольшими порциями.

При этом пока компании, специализирующиеся на экспресс-доставках, чтобы завоевать базар, предоставляют очень лояльные условия для покупателей. Поначалу можно было купить, например, один глазированный сырок с даровой доставкой. «Это избаловало потребителей: они отучились ходить в магазины», — считает Федяков. Такие лояльные условия очень нехарактерны для иных стран мира. Ни в Нью-Йорке, ни в Париже, ни в Лондоне подобных сервисов нет. Они только начинают там появляться отчасти за счет открытия представительств российских компаний, сообщает Федяков.

В следующем году рост онлайн-продаж продуктов питания продолжится, но уже не будет таким стремительным, считает эксперт. Доля аудитории продолжит наращивать свои покупки через интернет, но часть останется в привычных каналах продажи и никогда не будет покупать продовольствие через интернет, считает Федяков. По его прогнозам, с нынешних 5% в розничном товарообороте к 2025 году продукты могут взять около 20%. Пока еще есть регионы, где можно расширить присутствие, будут появляться новые сервисы. Есть также пока ограничения законодательного нрава, которые тормозят развитие онлайн-рынка. Одним из таких ключевых ограничений является запрет на онлайн-продажи алкоголя: федеральные ведомства уже несколько лет не могут пришагать к единому мнению и разрешить продажу алкоголя через интернет. Как только это ограничение будет снято, это даст очередной толчок для развития базара уже с точки зрения увеличения среднего чека.

Председатель Совета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров обращает внимание на то, что уже сейчас торговли еды в штуках на маркетплейсах, которые не специализируются на торговле именно продуктов, превышают продажи непродуктовых товаров: батонов люди покупают на том же Ozon вяще, чем компьютеров. По мнению эксперта, следующим этапом развития онлайн-продажи еды станет установка продуктоматов в жилых домах — они могут показаться почти в каждом подъезде, считает он.

Источник