Опубликовано: 24.03.2021

Руководитель по развитию копакинга FM Logistic Ален Эмрот об услугах таможенного склада и обязательной маркировке цифровым кодом

Руководитель по развитию копакинга FM Logistic Ален Эмрот об услугах таможенного склада и обязательной маркировке цифровым кодом

Для того чтобы любой импортируемый в Россию товар мог быть выпущен в независимое коммерческое обращение по таможенной процедуре ИМ40, его потребительская упаковка должна быть приведена в соответствие требованиям Технического регламента Таможенного альянса к определенной товарной категории. Для этого на таможенных складах проводится русификация, переупаковка, а также маркировка продукции — о ней и пойдет выговор.

C 1 июня 2019 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 270 от 14.03.2019 информационная система маркировки изделий из меха перебежала в единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК». Так начался всем известный процесс по внедрению непременной маркировки товаров, и на сегодняшний день список продукции, для которой данная процедура необходима, уже довольно широк.

По состоянию на март 2021 года непременному нанесению кодов Data Matrix подлежит значительная часть товарных групп: обувь, шубы, духи, шины и покрышки, изделия легкой индустрии и др. В стадии тестирования находятся бутилированная вода, пиво и пивные напитки, велосипеды и даже кресла-коляски.

Где маркировать товары

В рамках работающего законодательства маркировка продукции на территории России может осуществляться на таможенных складах — в помещениях и/или на открытых площадках, предназначенных для хранения товаров, находящихся под процедурой ИМ70, также именуемой «Таможенный строй». Подобные объекты являются зоной таможенного контроля, и продукция может быть помещена на них с учетом ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации. Товары на таможенном строю можно хранить максимум три года, но не позднее 180 дней до истечения их срока годности. Если груз скоропортящийся, то быть на подобной площадке он может только 60 дней.

Пока товары хранятся на таможенном складе, с ними можно осуществлять масса операций, среди которых осмотр, взвешивание, сушка, проветривание и, что важно, упаковка и нанесение маркировки, а также ряд других манипуляций.

Запуск проекта таможенного строя — довольно затратное мероприятие. Разовые расходы могут достигать 10 млн рублей при заявленной площади до 4,5 тыс. кв. м. Средства направляются на аренду или покупку складских площадей, разработку технического плана, оплату госпошлины, страхование, техническое оснащение объекта и его охрану.

Как маркировать товары

Для стикеровки на таможенном строю требуется наличие различных технических средств: принтеров с печатью высокого разрешения, специализированных лент для печати металлизированного и цветного текстов, аппликаторов по автоматизированному нанесению этикеток. Материалом для прессы на стикерах может служить полуглянцевая бумага, а также прозрачная или цветная пленка.

При формировании макета стикера возможно разом включить в него русифицированный текст и уникальный цифровой код. При этом с помощью специальных принтеров несложно и распечатать, и проверить считываемость кода, что позволит выключить возможные проблемы в точках продаж и риск брака товара.

Применяемые при маркировке технологии предполагают нанесение стикера с информацией на упаковку в самодействующем режиме (более 600 шт. одного артикула в каждом заказе) и ручное нанесение этикеток.

Стандартный процесс поштучной маркировки в самодействующем режиме выглядит так: после загрузки данных из системы «Честный ЗНАК» и открытия транспортных коробов на индивидуальном коробе сканируется интернациональный артикул (EAN), далее осуществляется печать этикетки и ее нанесение. По окончании процесса формируется отчет, идентификационные коды из которого вносятся в декларацию на товары (ДТ) по процедуре ИМ40. В индивидуальном порядке артикул, а также данные о цвете и размере товара вносятся в систему вручную.

Маркировка продукции на конвейерных линиях производится по-иному: после загрузки данных на всю поставку выполняется предварительная печать этикеток, потом они сортируются по артикулам или паллетам. Далее товары стикеруются на конвейере, по итогам составляется отчет, а коды идентификации попадают в ДТ по все той же процедуре ИМ40.

Выбор оптимального процесса маркировки зависит от нескольких факторов. Среди них — комплектация товаров в транспортной упаковке, пункт нанесения этикетки, наличие машиночитаемых кодов EAN и использование кодов агрегации.

Например, для маркировки текстиля чаще всего применяется поштучный процесс, так как в одном транспортном коробе может быть несколько различных товарных позиций и требуется нанесение этикетки с кодом Data Matrix на навесной ярлык.

Парфюмерную продукцию удобнее стикеровать на конвейере — в связи с тем, что в одном транспортном коробе обыкновенно присутствует только одна товарная позиция. Также, если речь идет о большом количестве продукции в потребительской упаковке идентичных размеров, вероятна настройка автоматического нанесения этикеток с помощью аппликатора.

При маркировке товара кодами Data Matrix очень важно уделять повышенное внимание качеству прессы, так как, если код маркировки не будет читаться сканером, возникнут сложности при выводе данного товара из оборота. Проблемы со считываемостью могут возникнуть при некорректной настройке контрастности прессы или при слишком близком расположении к коду текста на этикетке.

Что касается подарочных и промонаборов, в составе которых присутствуют товары, подлежащие непременной маркировке, то алгоритм нанесения кодов Data Matrix в данном случае пока находится в процессе разработки.

Производительность при конвейерной маркировке мелкоштучных товаров может быть до 1 млн колов в неделю, а для продукции среднего размера — до 250-500 тыс. за тот же промежуток времени. Многие компании уже стандартизировали свои процессы с нанесением кодов Data Matrix и вышли на льющуюся операционную деятельность в штатном режиме.

Источник