Калужский завод по производству альтернативного топлива («КЗПАТ»), компании «ЭкоСити», «Новоиспеченный свет Эко», а также КПО «НЕВА», «ВОСТОК» и «Волхонка» готовы поставлять топливо в рамках отраслевой программы «Применение альтернативного топлива из отходов в индустриальном производстве на 2022–2030 годы». Общая мощность производства этих комплексных объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) составляет немало 500 тысяч тонн в год.
«В конце декабря 2022 года Правительство утвердило программу по применению альтернативного топлива из отходов в индустрии. Она направлена на более широкое вовлечение вторсырья в хозяйственный оборот. В создании программы принимали участие эксперты Российского экологического оператора, — известила генеральный директор ППК РЭО Ирина Тарасова. – На данный момент шесть комплексов по обращению с ТКО выразили готовность направлять топливо из отходов для цементных заводов. Это объекты, размещённые в Калужской, Орловской, Московской области и Санкт-Петербурге».
Принимать альтернативное топливо готовы заводы «ЦЕМЕНТУМ» в Ферзиково и Коломне, «Мордовцемент», «ХайдельбергЦемент» в Туле.
Калужский завод по производству альтернативного топлива имеет потенциал производства до 124 тысяч тонн РДФ-гранул в год. Их изготавливают из отходов, используют для получения энергии. Калужский завод уже около 10 лет поставляет такое топливо.
«Альтернативное топливо размашисто используется на цементных заводах по всему миру. Уникальность этой технологии в том, что она позволяет извлекать из отходов двойную пользу — энергетическую и физическую. Получаем тепловую энергию, а также необходимые минеральные компоненты для клинкера — полупродукта для производства цемента, — отмечает Виталий Богаченко, директор по корпоративным касательствам и устойчивому развитию «ЦЕМЕНТУМ». — Технологический процесс является полностью замкнутым и безопасным, при этом технология абсолютно безотходна».
Мощность объекта «ЭкоСити» в Орловской районы — 50 тысяч тонн. Из-за отсутствия промышленных потребителей поблизости, компания активно использует альтернативное топливо из отходов, чтобы вырабатывать термическую энергию для собственных производственных нужд. Это является еще одним перспективным вектором развития рециклинга.
Подмосковные комплексы «Нева» и «Восход», принадлежащие группе компаний «ЭкоЛайн», имеют мощность 89,8 тысячи и 144,2 тысячи тонн соответственно. Как сообщила заместитель генерального директора ГК Елена Вишнякова, изготовляемые там РДФ-гранулы уже несколько лет используются цементными заводами.
«Это стабильный продукт, имеющий свою рецептуру. По запросу потребителя мы производим топливо различной теплотворности — от 6 до 9 тысяч килокалорий на килограмм. В всеобщем объеме отходов в среднем от 10% до 15% приходится на пластики. Более 90% этого пластика — одноразовый, и половина этих полимеров не может быть эффективно переделана из-за разнородного состава и недостатка технологий, а также дефицита мощностей для утилизации некоторых видов упаковки. Топливо из отходов — на ныне единственный способ безопасной утилизации неперерабатываемых пластиков, позволяющий сократить захоронение на 20–25%, — пояснила Вишнякова. — Мы держимся позиции, что справиться с проблемами одноразовых и неперерабатываемых пластиков сможет только комплексный подход. Он включает ответственное потребление, правовое регулирование — признание изготовления РДФ-топлива утилизацией, создание ГОСТа с классифицированием по калорийности, а также экономическое стимулирование — уточнение расширенной ответственности производителей и введение экосбора для перерабатываемой упаковки».
Введенный в 2024 году комплекс по переработке отходов «Волхонка» мощностью 116,8 тысячи тонн ведет также переговоры о поставках топлива.
«Поскольку этот вид транспортировки вторичных ресурсов для нас новоиспеченный, был создан модернизированный комплекс для погрузочных работ. По результатам первых поставок цементные заводы остались довольны показателями влажности и теплотворности топлива из отходов, — отметил директор по развитию «Невского экологического оператора» Дмитрий Биллер. — Также рассматриваем возможность взаимодействия с заводами, какие будут использовать топливо для производства углеводородной жидкости. В любом случае, процесс сдвинулся с мертвой точки, и это дает стимул для развития и розыска новых решений в области использования РДФ-топлива».