Опубликовано: 06.04.2021

Ситуация на российском рынке гибкой упаковки

Заместитель основного редактора журнала «Тара и упаковка» Ирина Волкова, выступая на онлайн-мероприятии из цикла Future Factory («Фабрика грядущего»), рассказала о состоянии российского рынка гибкой упаковки. Мероприятие было организовано ICE – Агентством по продвижению за рубежом и интернационализации итальянских компаний, в сотрудничестве с ассоциацией итальянских производителей полиграфического оборудования ACIMGA. Проект Future Factory является долей дорожной карты движения к предстоящей отраслевой полиграфической выставке Print4All, которая пройдет 3-6 мая 2022 г. в Милане (Италия).

По словам Ирины Волковой, с финансовой точки зрения 2019 и 2020 годы сделались наиболее тяжёлым временем для производителей упаковки. Спрос на упаковку растёт, но маржинальность находится на низком уровне. Установленные мощности по прессы упаковки преобладают над спросом настолько, что большинство компаний могут испытывать финансовые трудности.

Ситуация на российском рынке гибкой упаковки

Пищевая промышленность России развивалась и продолжает развиваться весьма динамично. Ирина Волкова, отметила, что так же могло быть и с упаковочной отраслью, которая обслуживает пищевую индустрию, а именно сегментом гибкой упаковки. Однако случилось нарушение баланса спроса и установленных мощностей. Несколько лет назад большая часть компаний, занимающихся печатью гибкой упаковки, приобрела новоиспеченные машины. Начиная с 2016 г. и по настоящий момент, в России установлено более 50 широкорулонных печатных машин топ-класса. Это в основном машины европейских производителей, таких как Windmöller & Hölscher, Comexi, Soma, Bobst, Allstein, Uteco, König und Bauer. Помимо этого, устанавливались и машины иных производителей из Европы и Азии. Обновление парка печатных машин – положительный фактор, при котором выбывает устаревшая техника. Однако в России этого не выходило: старое оборудование было продано небольшим региональным компаниям.

Темпы роста рынка гибкой упаковки до 2015 г. бывальщины ощутимыми, но потом замедлились, составляя не более 2-3%. Объём рынка за период с 2016 по 2020 г. вырос примерно на 12%. В 2015 г. на базаре наблюдался баланс спроса и предложения, даже ощущался небольшой недостаток производственных мощностей. Следствием этого была целая загрузка почти всех российских полиграфических компаний, и даже наблюдались очереди на печать. Ёмкость рынка гибкой упаковки в 2016 г. составляла 420 тыс. т. В 2020 г. она вытянулась до 460-470 тыс. т, что составляет примерно 140 млрд руб.

Ирина Волкова отметила, что в настоящее время от очередей на печать не осталось и отпечатка. Более того, наблюдается недозагрузка мощностей у большинства компаний. Одна печатная машина способна произвести от 1,5 до 2 тыс. т в год упаковки в подневольности от структуры ламината. Это означает, что все 50 новых машин могут произвести около 100 тыс. т упаковки в год. Таким образом, можно рассчитать, что на всех введённых сейчас в России мощностях возможно изготовление около 530 тыс. т гибкой упаковки в год при потреблении в пределах 460 тыс. т. По мнению Ирины Волковой, этот дисбаланс будет толкаться цены на производство упаковки вниз, снижая маржинальность производителей.

На маржинальность работы компании оказывают влияние три фактора: стоимость сырья, стоимость пролетария капитала для финансирования операционной деятельности и стоимость продукции для конечного клиента, которая определяется балансом спроса и предложения. В 2015 г. этот баланс был в прок производителя, в 2020 г. ситуация противоположна, что позволяет пищевым компаниям требовать снижения цен и диктовать свои условия.

По мнению Ирины Волковой, линией к оздоровлению рынка могла бы стать консолидация. В России сейчас работает порядка 120 компаний, печатающих упаковку. В это число включены компании, имеющие оборудование рослого класса и участвующие, хотя бы на региональном уровне, в тендерах известных пищевых производителей. Компании с узкорулонными машинами (их несколько сот), а также те, кто имеет одну-две широкорулонные машины немало низкого класса, не рассматриваются. Совокупно эти 120 компаний имеют не менее 300 печатных машин. При этом более 80% участников базара – небольшие частные компании, которые располагают одной-двумя печатными машинами. Такая фрагментированность рынка не способствует крепкой конкуренции. По словам Ирины Волковой, в отрасли растёт понимание того, что острая конкуренция из-за избытка мощностей на базаре и связанное с ней общее падение рентабельности практически не оставляет игрокам запаса прочности в кризисном сценарии экономики.

Подписывайтесь на наши новинки в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:

Ситуация на российском рынке гибкой упаковки Ситуация на российском рынке гибкой упаковки Ситуация на российском рынке гибкой упаковки Ситуация на российском рынке гибкой упаковки Ситуация на российском рынке гибкой упаковки Ситуация на российском рынке гибкой упаковки Ситуация на российском рынке гибкой упаковки Ситуация на российском рынке гибкой упаковки Ситуация на российском рынке гибкой упаковки

Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник