Опубликовано: 13.02.2020

Стратегия устойчивого развития производства

На круглом столе «Стратегия устойчивого развития производства в российских реалиях», скопившем на старейшей московской фабрике «СВОБОДА» 22 января 2020 г. около 50 участников – специалистов косметической области, ученых-химиков, экологов и представителей государственных и общественных организаций, обсудили перспективы роста косметических производств в рамках стратегии устойчивого развития – всемирного тренда, позволяющего сократить негативное воздействие на окружающую среду.

В работе приняли участие представители Правления и Исполнительной дирекции Российской парфюмерно-косметической ассоциации, руководство АО «Независимость», Российского Cоюза Химиков, специалисты АНО «Моспром», представители AVON, ESTEL, GreenExt, АМД ПЛАСТ, ГУ «Дубна», Диарси, КоролёвФарм, Крода Рус, МГУПП, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, Мерк, МИРАН, РГУ им. А.Н. Косыгина, РХТУ им. Д.И. Менделеева, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Органик Фармасьютикалз, Стокист, Тара и Упаковка, Сырье и Упаковка, Фаберлик, Фратти НВ, Эколайн и др.

Стратегия устойчивого развития производства

Обнаруживая встречу, гендиректор АО «СВОБОДА» Евгений Пантелеев, привлек внимание участников к тому, что это событие совпало с направлением нового состава правительства РФ, основной задачей которого будет ускорение экономического роста страны. «Российские производства и косметическая область, в частности, рассчитывают, что взаимодействие власти и бизнеса будет еще более продуктивным, и собравшиеся за круглым столом смогут обсудить, как решать задачу развития, соединив ее с задачей бережного производства и сохранения окружающей среды», – заявил Е. Пантелеев.

Главный специалист АНО «МосПром» Александр Прокопчук известил, что «МосПром», как совершенно новая структура в составе Департамента инвестиций и промышленной политики города Москвы, готова предложить поддержку всем московским предприятиям, заинтересованным в создании условий для своего устойчивого развития, будь то розыск партнеров для бизнеса или участие в международных выставках.

Вице-президент Российского Союза химиков Мария Иванова обратила внимание скопившихся на важность мирового тренда ответственного производства. РСХ содействует выстраиванию отношений между предприятиями и органами власти в части обращения с отходами производства и потребления, трудится с проблемами экологических сборов. Мировой тренд, который всячески поддерживает РСХ, – внедрение принципов цикличности в производство, т.е. когда создаются обстоятельства повторного использования продукта для переработки. В косметической отрасли переработке подлежат тара, упаковка, остатки сырья. Переработка отходов приоритетна перед их сжиганием, это благосклонно восприниматься и производителями, и потребителями косметической продукции, заявила М. Сергеева.

Вице-президент Конфедерации упаковщиков России, основной редактор журнала «Тара и упаковка» Игорь Смиренный отметил, что в государственной экономической политике и в соответствующих законодательных документах не прописано, что в краю существует упаковочная отрасль. Многие проблемы экологического толка, связанные с производством и потреблением товаров и косметики, в частности, решались бы эффективнее, если бы упаковочная область была цельной инфраструктурой с соответствующей законодательной базой, институтами развития и необходимым администрированием. Решение этой задачи позволит немало эффективно решать вопросы бережливого производства, подытожил И. Смиренный.

В том же ключе и выступил гендиректор ООО «КоролёвФарм» Николай Нужненко, какой рассмотрел вопросы использования в производстве дождевой воды и переработки отходов непосредственно на предприятии. Косметическое производство – большой потребитель воды, причем воды соответственного качества. По своим показателям дождевая вода прекрасно подходит для производства косметики, но нет нормативной документации для ее использования. Другой образец: простой способ переработки отходов производства и потребления – использование червей для утилизации ряда отходов непосредственно на территории производства. Проблема та же – отсутствие адекватной юридической базы. При всей очевидности преимуществ использования дождевой воды и червей для мишеней бережливого производства и потребления юридическая сторона проблемы остается нерешенной: порядок оформления лицензий на соответствующие виды деятельности не прописан ни в одном федеральном документе.

«Российская парфюмерно-косметическая ассоциация заинтересована в оптимальной труду предприятии и внедрению всех передовых технологий. Мы постоянно работаем над совершенствованием нормативно-правовой базы отрасли и готовы начать обсуждение подходов к решению экологических проблем, учитывая и специфику небольших предприятий», – заявила со своей стороны председатель правления РПКА Татьяна Пучкова.

Особый интерес у собравшихся потребовало выступление директора по продажам ООО "Крода РУС" Владислава Ярославского, который сообщил, что 60% закупаемого для производственных нужд сырья у этой компании является возобновляемым, т.е. оно может быть впоследствии переделано. Маркетинговая стратегия выстраивается в том же направлении, нацеливаясь на выпуск продукции таких категорий, как эко, био и органик. Стратегия предприятия разумно коррелируется с такими драйверами устойчивого развития, как рост народонаселения Земли (и соответственно – потребления), деградация экосистемы и др. «Безусловно, мы сознательно идем на увеличение инвестиций, связанных с использованием возобновляемых ключей сырья, т.к. понимаем, что тем самым можем добиться эффекта снижения углеродного следа от нашего производства до 26%», – известил В. Ярославский.

Выступление заведующей экологической лабораторией АО «СВОБОДА» Оксаны Астафьевой также подтвердило: предприятие имеет отчетливую установку на собственное развитие в условиях жестких экологических требований к себе и к своим партнерам. Она, в частности, заявила: «Созданная 30 лет назад экологическая служба фабрики «Независимость» сегодня активно влияет на производственную и закупочную политику предприятия». Само по себе предприятие уже более 10 лет ведет раздельный сбор собственных отходов. 50% закупаемой для производственных нужд упаковки – перерабатываемая, 89% закупаемого пластика также может быть впоследствии переделано для других отраслей (существует требование: пластик, использованный в косметике, не может находить повторного применения для косметики), 100% используемой тары (а это гофрокартон) пускается на повторную переработку. «Мы хотим, чтобы за нами следовали и наши потребители, поэтому решили запустить пилотный проект сбора использованного пластика, какой нам сдают наши покупатели фирменной торговли», – сообщила О.Астафьева.

Новые возможности для косметических производств может дать Закон об органическом сельском хозяйстве и органической сельхозпродукции, вступивший в мочь с 1.01.2020 г. – заявила эксперт по натуральной и органической продукции Елена Коваль. Для производства натуральной косметики, которая очень сентиментальна к качеству поставляемого сырья (а это в большой части продукты сельскохозяйственного происхождения), это очень хорошая новость, сообщила Е.Коваль.

Все участники Круглого стола сошлись во сужденье: для того, чтобы бережливое производство, нацеленное на сохранение среды обитания, перешло из сферы корпоративной социальной ответственности в сферу непременной деятельности, необходимо сократить отставание законодательной базы от целеустремлений сознательной части потребителей и производителей.

Решением участников Круглого стола, все отмеченные проблемы будут оформлены в соответствующий протокол, который возможно будет использовать для дальнейшего диалога с органами власти, в частности, для проведения совещания в Министерстве натуры РФ.

Источник