Опубликовано: 17.05.2021

Тенденции на рынке упаковки безалкогольных напитков обсудили на международной конференции по полимерам

Тенденции на рынке упаковки безалкогольных напитков обсудили на международной конференции по полимерам

13-14 мая состоялись 17-е интернациональные конференции «ПЭТФ-2021» и «Вторичная переработка полимеров 2021». Участники мероприятий обсудили ситуацию на мировом рынке ПЭТФ (термопластика) и его смысл в промышленности в России. В рамках конференций были затронуты, среди прочего, вопросы новых сырьевых проектов на территории России и СНГ, модернизации заводов, экосборов, потенциального удорожания упаковочных решений, грядущего рынка ПЭТ-волокон, QR-кодирования.

Среди участников конференции «ПЭТФ-2021» — президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков, глава проекта маркировка компании «СПТС» Сергей Дыдышко, генеральный директор «Экато Рус» Виктор Барышев, президент ассоциации АРПЭТ Наталья Селезнева, генеральный директор Creon Conferences Ольга Журавлева.

Одним из обсуждаемых на мероприятии проблем стали тренды и риски рынка безалкогольных напитков, а также возможности использования продуктов переработки в их упаковке.

Говоря о уложившейся ситуации на рынке, президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков отметил, что в 2020 году в линии сегментов происходило существенное снижение потребления безалкогольных напитков, связанное с изменением стиля жизни большинства людей — перехода на удаленную труд и изменения уровня дохода. Тем не менее, сильного снижения удалось избежать за счет перераспределения продаж между основными каналами сплавлена. Российский же экспорт воды и безалкогольных напитков в 2020 году вырос на 12% до 246 млн долларов.

Сегодня, как отметил президент СОЮЗНАПИТКИ, на базаре безалкогольных напитков запускают два основных регулирующих инструмента, которые повлияют на дальнейшее развитие отрасли. Один из них — маркировка упакованной воды. До 1 июня 2021 года проходит эксперимент по ее внедрению, в каком активно участвуют члены СОЮЗНАПИТКИ. «Необходимо отметить, что запуск обязательной маркировки до полной готовности системы и технологий нанесения маркировки, несет отдельный риски и потери для отрасли, — поясняет Максим Новиков. — Минимизировать их поможет поэтапное внедрение маркировки». Так, ранее СОЮЗНАПИТКИ предлагал разболтать этот инструмент на лечебную минеральную воду с 1 марта 2022 года, с 1 сентября 2022 года — на лечебно-столовую и столовую, а с 1 марта 2023-го подключить к маркировке питьевую воду.

Иной инструмент — расширенная ответственность производителя (РОП) — концепция по переработке отходов, предусматривающая 100% утилизацию производителями упаковки товара с 2022 года. «С половины 2020 года наметился рост нормативов на упаковку, которая в итоге может привести к полному отказу от проектов по внедрению rPET», — комментирует Максим Новиков.

Внедрение этих инструментов может спровоцировать рост конечной стоимости продукта, считают специалисты. По данным исследования Ernst&Young, рост цен на упакованную воду с внедрением цифровой маркировки составит 6-7%. Одномоментное же внедрение РОП, по суждению СОЮЗНАПИТКИ, может привести к существенному роста себестоимости напитков до 8%.

Как ранее отмечал Максим Новиков, динамика курса национальной валюты, изменение конъюнктуры упаковочных решений и вступление полной ответственности производителей за утилизацию упаковки создадут предпосылки роста цен на упакованную воду и безалкогольные напитки на 10-15%. «Учитывая тот факт, что увеличение стоимости на 1% может привести снижению потребительской активности на 1,5%, многие производители вынуждены брать издержки на себя и трудиться с минимальной рентабельностью», — заключает он.

В свою очередь, как отмечают в СОЮЗНАПИТКИ, производители также ведут работу по изменению упаковки. Так, в 2019 году был запущен Середина коллективного пользования (ЦКП) на площадке Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП), занимающийся вопросами оптимизации упаковки и рециклинга. Благодаря нынешним методам испытаний, представленным в нем, производители смогут сократить потери продукции при транспортировке, снизить воздействие на окружающую среду и улучшить имидж и контакт с потребителем. «Ныне в индустрии наблюдаются изменения системы упаковки, что приводит к отказу от некоторых ее видов и элементов. Баланс потребления упаковки сдвигается в сторонку более дешевых материалов», — резюмирует Максим Новиков.

Источник