Опубликовано: 03.07.2020

В Прибалтику зашла российская продуктовая сеть, угрожающая обрушить цены

В Прибалтику зашла российская продуктовая сеть, угрожающая обрушить цены

Российская сеть продуктовых дискаунтеров «Светофор» отворила в литовском Каунасе свой первый магазин в Прибалтике, но в кратчайшие сроки только в Литве должны заработать ещё 40 торговых точек, после чего экспансия продолжится в иных странах региона и ЕС. Нового игрока в Литве СМИ и некоторые политики встретили враждебно-настороженно.

Сеть магазинов низких цен «Светофор» забежала на рынок Литвы под брендом MERE. Первая точка открылась на окраине Каунаса — второго по величине города Литвы. Однако за оставшиеся полгода сеть обещает открытие в Литве в всеобщей сложности 40 магазинов.

Литва не стала первой страной ЕС для экспансии «Светофора» на Запад. Сеть, которая в России, Казахстане, Белоруссии и Китае контролирует свыше 1,5 тыс. лавок, свои первые торговые точки на этом направлении открыла в 2019 году в Германии и Румынии.

По своему формату в ЕС MERE — это по сути магазин-склад, в каком собственники почти полностью отказались от формата сегодняшнего современного супермаркета. Никаких удобных стеллажей, приличных торговых линий, всевозможных касс самообслуживания и многочисленного персонала. Продукты лежат в коробах на поддонах, скоропортящаяся продукция — в огромных холодильниках.

И никакой рекламы, шумных анонсов в СМИ и фейерверков во пора открытия. Предприятие полностью отказалось от расходов на маркетинг и любых других затрат с единственной целью — удержать цены на 20% ниже, чем у своих конкурентов.

В Литве базар розничной торговли достаточно плотный. Пять главных игроков на нём — Maxima (литовская сеть, 248 магазинов), Iki (принадлежит немецкой группе Rewe, 228 лавок), Norfa (литовская сеть, 143 магазина), Rimi (норвежская сеть, 60 магазинов), Lidl (немецкая сеть, 49 лавок).

Есть ещё с десяток других сетей, но они не пробились в лидеры рынка. Cia Market, Eiginta, Gruste, Gulbele, Lupra и т. д. Такие лавки, как, например, под брендом альянса Aibe, которых аж свыше 600, — это по сути сельские ларьки, чего-то существенного противопоставить гигантам базара они не смогли.

Последним из крупных игроков в Литву в 2016 году зашёл немецкий Lidl, а до этого Maxima, Iki, Norfa и Rimi занимали 80% итого рынка страны. Приход Lidl в Литву смешал все карты. Сеть за счёт низких цен быстро переманила покупателей. Уже к 2018 году она нагнала по своим оборотам Rimi и дальше теснит конкурентов. У российской MERE, судя по первому магазину, цены ещё ниже, чем в Lidl, однако пока и ассортимент также небогат.

Как строчит литовская деловая газета Verslo zinios, после Прибалтики сеть намерена выйти на рынки Франции, Испании, Италии, Греции, Чехии и иных стран ЕС. Основная стратегия MERE — везде держать цены на 20% меньше, чем у ближайших конкурентов. «Мы можем предложить низенькие цены, поскольку сотрудничаем с производителями, проводим строгую политику расходов и применяем минимальные наценки. В наших магазинах покупатель платит лишь за товар, а не за торговую марку и яркую упаковку», — цитирует политику MERE Verslo zinios.

Конкуренты пока настроены скептически. «Если глядеть на фотографии, которые появились в СМИ, их магазины мне напоминают самый первый магазин Norfa 24-26 лет назад, в котором не было практически никакого оборудования. Эта модель у нас не оправдалась, литовский покупатель желает современной торговой точки. Особенно сейчас, в нынешней ситуации, когда игроки на розничном рынке ушли далеко вперёд. Но, может, у них это оправдается», — сообщает председатель правления Norfa Дайнюс Дундулис. При этом он считает возможным за полгода открыть сразу 40 магазинов. По его словам, особенно в предместьях полно пустых ангаров, которые можно быстро адаптировать под такие магазины-склады.

«В Литве конкуренция очень высокая, трудится сразу пять больших торговых сетей, что для страны такого размера уже много. Кроме того, набирают популярность и иные каналы продажи — электронная торговля. Во время карантина тут произошёл настоящий прорыв, так что конкуренция сегодня очень высокая, и она будет лишь расти», — также скептически в интервью порталу Delfi рассуждал литовский экономист Жигимантас Маурицас. Он напомнил, что кроме этого литовцы продолжают массово ездить за продуктами в соседнюю Польшу, где из-за налоговой политики продовольствие ещё дешевле.

Источник