Опубликовано: 18.03.2021

В России будет развиваться переработка упаковочных материалов

В России будет развиваться переработка упаковочных материалов

Эпидемия коронавируса предъявила повышенные заявки к качеству упаковки пищевых продуктов и других потребительских товаров. А 2020 год показал, что упаковка имеет еще и огромное санитарно-защитное назначение.

Она должна быть одновременно экологичной, то есть годной к переработке и вторичному использованию, и при этом надежно защищать продукт от инфицирования и обеспечивать должный срок хранения. Как совместимы эти требования, и готовы ли производители упаковки к таким вызовам?

По данным Российского экологического оператора, каждый год в нашей краю образуется около 60 миллионов тонн бытового мусора (твердых коммунальных отходов, ТКО). Половина этой «Джомолунгмы» — упаковка потребительских товаров. На государственном степени поставлена задача к 2030 году создать устойчивую систему обращения с ТКО, которая обеспечивала бы их стопроцентную сортировку и двукратное снижение числа отходов, вывозимых на полигоны. Все это в полной мере относится и к упаковке.

Достичь этих ориентиров можно двумя путями: изготавливать меньше отходов и больше их перерабатывать. По словам гендиректора компании «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева, в общем объеме ТКО невосстанавливаемые отходы составляют возле трети. А остальные могут и должны возвратиться к второй жизни. Так, пластик без потери потребительских качеств может быть восстановлен до 7 раз. Стекло, железо, алюминий можно использовать полное число раз.

«Но главное — изменить ментальное отношение к ТКО и поведение участников процесса образования отходов, то есть граждан, — уверен глава РЭО. Убранству с раздельным сбором мусора необходимо задуматься об осознанном потреблении, в том числе — упаковки. Переходить на многоразовые виды упаковки. И воспринимать отходы как товар, какой мы можем использовать. Надо сформировать модель поведения, исключающее смешивание отходов до такой степени, что их невозможно пустить во вторичный виток».

Именно на повышение уровня переработки бытовой упаковки направлены последние изменения Концепции РОП (расширенной ответственности производителя), и на ее поле очень часто звучат предложения снизить потребление товаров в упаковке. Но главное — после использования эту упаковку правильно отсортировать и переделать. Ее производители внедряют разные технологические решения, которые позволяют повысить перерабатываемость «обертки». Например, уже существует пластик, произведенный из экологически незапятнанных материалов — древесины, сахарного тростника. Прекрасный вид упаковки — бумага и картон, но для хранения, например, жидких продуктов, им надо добавить «барьерных» свойств.

Лет пять назад в РФ отсутствовала инфраструктура по переработке картонно-комбинированной упаковки, сейчас же работают 4 предприятия. Так, завод «Л-Пак» в Липецкой области выпускает до 800 тонн бумаги в сутки из тетрапаковской упаковки из-под соков и молока, какая на 75 процентов состоит из картона. Неплохо развита в России инфраструктура по переработке стекла и особенно — алюминия. По рециклингу заключительного, кстати, РФ входит в топ-3 мировых лидеров.

К сожалению, несмотря на призывы к осознанному потреблению, «производство» бытового мусора в вселенной вообще и в России в частности только увеличивается. За последние 20 лет объемы ТКО в РФ выросли практически в два раза. Причиной роста являются маркетинговые функции упаковки. И если с экологической точки зрения она должна быть несложнее для рециклинга, то с точки зрения маркетинга она должна быть неубиваема вообще.

«Маркетинг — вечный двигатель усложнения упаковки, — находит Денис Буцаев. — Особенно это касается детских товаров. Именно столкновение маркетинговых и экологических интересов препятствует развитию экологичности упаковки. Сейчас на переработку направляется 18 миллионов тонн ТКО из 60, а во вторичный виток возвращается всего 2,7 миллиона тонн».

Источник