Опубликовано: 22.05.2020

Заключение немецкого эксперта: запреты продукции должны быть абсолютным исключением

По информации www.k-zeitung.de, юридическое заточение эксперта в области законодательства об отходах в отношении запретов на продукцию показывает конституционные и европейские правовые нормы для законодателя.

По заданию пяти германских отраслевых ассоциаций – Объединённого союза индустрии по переработке пластмасс (Gesamtverband Kunststoffverarbeitende Industrie e. V. – GKV), Отраслевой ассоциации производителей пластиковой упаковки IK (IK Industrievereinigung Kunststoffverpackungen e. V.), Отраслевой ассоциации упаковки из бумаги и фольги (Industrieverband Papier- und Folienverpackung e.V.), Немецкой ассоциации индустрии пластмасс PlasticsEurope (PlasticsEurope Deutschland e. V.), Альянса немецких машиностроителей VDMA и Ассоциации производителей машин для обработки пластмасс и резины (Fachverband Kunststoff- und Gummimaschinen) – берлинский эксперт в проблемах законодательства об отходах Штефан Копп-Ассенмахер (Stefan Kopp-Assenmacher) критически оценил запреты продукции в качестве инструмента закона об отходах и пришел к выводу, что запрещения продуктов являются «слишком острым мечом» законодателя и должны оставаться абсолютным исключением.

Заключение немецкого эксперта: запреты продукции должны быть абсолютным исключением

С начала 2000-х годов запрещение на продукты, которые играют особую роль в образовании отходов, всё чаще обсуждается на глобальном уровне. Первоначально развивающиеся края, которые не имеют всеобъемлющей и упорядоченной системы управления отходами, ввели соответствующие правила. В действующей поправке к Закону об экономике сомкнутого цикла в Германии (KrWG) также предусмотрено новое регулирование в этой связи: согласно ей федеральное правительство должно быть уполномочено воспрещать определённые продукты, если «их использование в значительной степени способствует загрязнению окружающей среды, и невозможно это предотвратить, либо вероятно только посредством непропорционально высоких расходов». Это далеко идущее разрешение и будущие правила, основанные на нём, поднимают конституционные проблемы, как показывает юридическое заключение.

Законодатель должен обращать внимание на то, чтобы самостоятельно регулировать самое важное, а не делегировать регулирование исполнительной воли. В экспертном заключении делается вывод о том, что из-за неопределённости термина „Vermüllung“ («замусоривание, загрязнение») масштабы делегирования остаются неотчетливыми, а разрешение уже вызывает сомнения в его соответствии конституции.

Экономика очень серьёзно относится к ответственности за свою продукцию и по-разному участвует в дальнейшем развитии экономики сомкнутого цикла. В отчёте делается вывод о том, что правила, основанные на предлагаемом разрешении на запрет продуктов, связанных с отходами, на национальном степени, в большинстве случаев не будут соответствовать требованиям соразмерности.

Вопрос о том, является ли запрет конкретного продукта на основании закона «соразмерным», уже проблематичен, поскольку большенное количество продуктов обычно оценивается как «ведущие к замусориванию». Если регулирующий орган запрещает один продукт из этого числа, он должен обосновать и оценить, почему именно этот конкретный продукт запрещён. Поэтому будущие запреты должны быть интегрированы в последовательную и сбалансированную концепцию политики и не должны использоваться в незапятнанно политических целях, например, с целью повышения осведомлённости общественности.

Кроме того, запрещение продуктов следует рассматривать лишь в качестве крайней меры (ultima ratio), поскольку представляет собой «самое резкое вмешательство» в независимость действий. Поэтому к поиску эффективных мер должны предъявляться строгие требования, но без запретов. Добровольные меры, информационные требования и усиление контроля и, наконец, немало высокие штрафы за неосторожное выбрасывание.

На этом фоне в заключении показано, что запреты на продукцию как «национальные отдельные усилия» будут конституционно обелены только в отдельных, хорошо обоснованных случаях. Поэтому они должны оставаться абсолютным исключением.

С точки отраслевых ассоциаций, это юридическое заключение предоставляет важную информацию для юридического положения соответствующих компаний, а также ряд рекомендаций по правовой политике для законодателей и регулирующих органов. Запрещения на продукцию, выходящие за рамки применения европейского законодательства, должны быть предметом парламентского контроля.

Источник