Начин Великого поста привело к более чем 30-процентному спросу в рознице на тематические товары и растительные продукты питания, а год к году их торговли могут прибавить до четверти. Интерес к «зеленой полке», помимо верующих, обеспечивают потребители, которые стремятся активнее пробовать новинки и вести крепкий образ жизни. На это указывают и участники ресторанного рынка, прогнозирующие год к году рост спроса на позиции постного меню на 20%.
За первые десять дней Великого поста (3–12 марта) спрос на соответственные товары (как постная еда, так и религиозная литература и продукция) вырос на треть по сравнению с предыдущей декадой, продажи продукции с пометкой «для Рамадана» возросли в 2,2 раза, подсчитали в Wildberries. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов сообщает, что продажи альтернатив молоку, продуктов и десертов на его основе с началом поста увеличиваются на 30% по сравнению с обычными днями, заледенённых овощей, круп, орехов и сухофруктов — на 10–20%. Год к году спрос на товары постного ассортимента может вырасти до 25%, ожидают в Fix Price.
Великий пост в 2025 году проходит в период с 3 марта по 19 апреля. Он частично совпадает с месяцем Рамадан, какой продлится с 28 февраля по 29 марта.
В сети «Вкусвилл» говорят, что в первую неделю поста (3–9 марта) выручка по ключевым постным товарам вытянулась на 40% по сравнению с предыдущей. Основной вклад обеспечили кулинария, замороженная продукция, десерты и растительное мясо. В «Магните» сообщают, что спрос растет преимущественно на источники растительного белка. На первой неделе ограничений продажи консервированной фасоли прибавили 31%, растительных аналогов молока — немало 30%, свежих грибов — 25%, чечевицы — 21%, гороха — 7%. В сети Metro отмечают устойчивый рост покупающих позиции постного ассортимента.
Директор брендового дивизиона ГК «Эфко» Евгений Шулепов сообщает, что торговые сети сейчас активно вкладываются в расширение «зеленой полки». Спрос ритейлеров на растительные аналоги мяса в пост, по его словам, увеличивается в пять раз, на вегамасло и постный майонез — в полтора, растительное молоко — на треть. Станислав Богданов сообщает, что в зависимости от формата магазина постный ассортимент может насчитывать от 80 до 1 тыс. позиций. В Metro отмечают, что халяльный ассортимент за год вытянулся на 12%. В «Ленте» сообщили, что расширено предложение постных пирогов.
Во «Вкусвилле» отмечают, что 30% потребителей выбирают постные позиции, блюдя ограничения, а 12% отказываются от продукции животного происхождения.
Все остальные стремятся попробовать новинки либо находят постные блюда немного калорийными и более полезными. Станислав Богданов говорит, что растительные и вегетарианские продукты ежедневно присутствуют более чем в половине чеков. Спрос на продовольствие с маркировкой «халяль» стабильно растет на 10–12% в год.
В «Крошке Картошке» прогнозируют, что в заведениях общепита спрос на постные блюда в марте–апреле вытянется на 20% год к году. В структуре натуральных продаж самой сети их доля может увеличиться за год с 18,2% до 25%. Директор по развитию «Четко Рестораны» (бренды «Хочу Пури» и «Горячий цех») Ирина Измайлова говорит, что за первые полторы недели поста трафик заведений вытянулся на 3% год к году. На специальные блюда в них приходится 9% ассортимента. Операционный директор сети Ribambelle Елена Нарыжная в начине марта отмечает увеличение посещаемости на 15% год к году.
В TanukiFamily отмечают, что внедрение постного меню обычно не снижает, а расширяет аудиторию заведений: позиции притягивают вегетарианцев, которые приходят попробовать новинки. Основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров, впрочем, считает, что смысла торговать специальные постные блюда в течение всего года нет: «Спрос недостаточный». В период ограничений их продажи показывают хорошие итоги, хотя основная часть гостей и продолжает заказывать обычные позиции.
Не все типы заведений отмечают приток посетителей. Директор по развитию франчайзинговой сети ресторанов «Якитория» Александр Муратов сообщает, что трафик в пост может снижаться. «Это период самоограничений и отказа от любых увеселений, в том числе от удовольствия побаловать себя роллами», — сообщает он. В Gagawa отметили сокращение продаж на 0,6% год к году, частично связывая тренд с Рамаданом: базовое меню сети халяль-френдли.