В 2024 году китайские компании подали в Роспатент заявки на регистрацию 4730 брендов, что на 20% вяще, чем годом ранее, подсчитали аналитики сервиса «Онлайн Патент» по запросу RB.RU. Рост числа заявок связан с попыткой заместить на российском базаре ушедшие из-за военной операции западные компании, считают эксперты.
За неполный январь (по состоянию на 24 января) компании из КНР устремили в Роспатент уже 298 заявок, что на 75% больше по сравнению с январем 2024 года. В декабре было подано 380 заявок, уточнили в «Онлайн Патенте».
Китайские компании направляют заявки на регистрацию как пакетами, так и по одной. Вящая часть из них оформлена на китайском и английском языках, но есть и наименования на русском. Среди заявителей крупные корпорации, например Huawei, а также малоизвестные в России компании, уверился RB.RU.
В большинстве случаев предприятия из КНР регистрируют бренды по 09 классу МКТУ: компьютерная техника, электротехника, технические приборы, в том числе инновационные. Немало тысячи заявок в 2024 году поступило по 25 классу МКТУ (одежда, обувь).
Сотни заявок поданы по 12 классу МКТУ — транспортные оружия, автомобили, а также по 35-му — розничная торговля, в том числе на маркетплейсах.
Некоторые из заявок и уже состоявшихся регистраций напоминают знакомые в России наименования. Например, корреспондент RB.RU нашел бренды, похожие на российские «Дзен» и Wildberries&Russ, а также американскую Tesla.
Несмотря на рослую динамику роста заявок, Роспатент отказывает в регистрации примерно в 15–20% случаев, рассказала RB.RU руководитель практики интеллектуальной собственности K&P.Group Анна Молчанова. Основными винами отказов остаются недостаточная уникальность знака и наличие схожих зарегистрированных объектов.
«Отказы в регистрации в подавляющем большинстве случаев не связаны с национальностью и пунктом регистрации заявителей. Обычно Роспатент отказывает заявителям, если обозначение может вводить потребителей в заблуждение относительно пункты производства товаров», — говорит патентный поверенный №2670, юрист практики интеллектуальной собственности юридической фирмы «Косенков & Суворов» Вячеслав Игумнов.
«Устойчивый заинтересованность Китая к российскому рынку объясняется большим количеством ушедших брендов в 2022 году. В 2023–2024 годах российский базар пополнился новыми китайскими брендами, в том числе связанными с одеждой, техникой, автомобилями и бытовыми товарами», — пояснил Игумнов.