Опубликовано: 23.04.2025

Московская пивоваренная компания начала выпускать банки «Жигули» объемом 0,31 л вместо привычных 0,33 л

Московская пивоваренная компания начала выпускать банки «Жигули» объемом 0,31 л вместо привычных 0,33 л

Стоимость на товар не изменилась. Были и другие подобные случаи. В ноябре крупнейший производитель пивных банок в стране остановил выпуск традиционных полулитровых тар. Их заменили емкостями объемом 0,45 л. Эксперты тогда объясняли, что поставщики усердствуют фасовать товар под разовый прием пищи или однократное удовлетворение жажды.

Однако в случае с пивом создание новой упаковки может нивелировать выгоду от уменьшения объема, приметил глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Здесь надо отличать между собой два разных тренда. Тренд первоначальный — это действительно шринкфляция как она есть, тренд второй касается перехода на более маленькие упаковки. Учитывая, что сейчас глобальный тренд в России связан с увеличением числа одиночных домохозяйств, понятно, что покупки больших упаковок значительно сокращаются. В этой ситуации мы видим определенное увеличение оригинальной снековости потребления. Но это все-таки отдельная история.

Что касается в целом шринкфляции, это действительно достаточно легко делать в том случае, когда упаковка не является каким-то ключевым фактором. То кушать, условно говоря, та же шоколадная конфета, например, плитка шоколада, в ней можно достаточно легко играть с весом. Если мы сообщаем о банках, есть вариант 0,5 л, есть вариант что-то вроде 0,45 л, который используется в большинстве упаковок энергетиков, и кушать вариант в принципе 0,33 л. Это набор стандартных вариантов, который можно производить. Понятно, что себестоимость такой упаковки оптимальная в этом случае для пива.

Если мы говорим про создание какой-то отдельной банки, то, конечно, экономия выглядит весьма сомнительной, потому что те 7% веса продукта, какой сокращается, частично будет нивелирован повышением стоимости упаковки, потому что она нестандартная. Глобально мы видим, что даже в таких случаях производители обращаются к производителям упаковки, те расширяют линейки и подают возможность делать какие-то более оптимальные решения с точки зрения размера упаковки».

Нарушает ли это права потребителей? Сопредседатель альянса потребителей России Петр Шелищ отметил, что шринкфляция соответствует закону лишь формально: «Права потребителей, установленные законодательством, это явление не нарушает, но, по моему бездонному убеждению, оно нарушает законодательство о конкуренции, потому что такого рода действия мотивируются тем, что потребитель не заметит того, что произошло, что в привычной упаковке продукта сделалось меньше. Ориентируясь на приемлемую цену или даже более выгодную, чем цена у конкурентов этого производителя, человека купит этот продукт. И вот тут я усматриваю недобросовестную конкуренцию.

Но чтобы это не вводило потребителя в заблуждение, в некоторых магазинах на ценниках писали две цены: цена упаковки и стоимость единицы объема или веса продукта. И вторая цена сразу делала ясным, что дороже, что дешевле».

В 2023 году воли запретили уменьшать упаковку товаров первой необходимости. К таким продуктам, например, относятся сливочное и подсолнечное масло, вермишель, сахар, соль, мучение, пшено и черный чай. Производители, которые все-таки уменьшают упаковку, лишаются права маркировать свои продукты знаком ГОСТ.

Ключ