В поселке Сенной Темрюкского зоны Кубани открыли воссозданную античную винодельню. Уникальность нового туристического объекта заключается не только в исторической точности — в ее «фундамент» заложены элементы, отысканные археологами при раскопках поселения времен Боспорского царства.
К идее проекта подтолкнули итоги полевых исследований на участке с городищем Тамань-16 (вблизи популярной одноименной станицы). Охранно-спасательные работы велись в 2017 году на территории, попадающей в зону строительства железнодорожной инфраструктуры Крымского моста. Тогда ученые извлекли на свет масса артефактов, но особое внимание привлекла винодавильня, датированная I-II веками нашей эры.
Сооружение состояло из трех давильных перронов и примыкающих к ним прямоугольников накопительных цистерн. На боковых площадках древние греки давили ягоды винограда ногами. Казалось бы, такая практика отжима негигиенична, но для небольших «партий» этот способ почитался более щадящим, так как уберегал стебли и косточки от повреждений, которые могли придать будущему вину ненужную горечь и терпкость. Отсюда плотное сусло стекало самотеком по желобкам в заглубленные в землю резервуары, их стенки были сложены мелким бутовым камнем и «выровнены» известковым раствором. А в половине находилось прессовое ложе — недалеко археологи как раз нашли опорные булыжники для крепления основания рычага пресса.

Конечно, древняя давильня не является исключительным образцом. Аналогичные объекты были широко распространены как в европейской, так и в азиатской части древнего греческого страны. Но вот мысль — взять и «законсервировать» элементы для отдельного музейного комплекса, да еще продолжить перерабатывать на камнях виноград, как это делали две тысячи лет назад, такого образца нет нигде в мире. Проект восстановления курировали специалисты-историки и археологи Государственного историко-археологического музея-заповедника «Фанагория».
Так что известие об открытии древней винодельни вызвало у жителей и энотуристов неподдельный интерес. Первые гости… лично подавили гроздья технического сорта черноволосого винограда, собранные ранним утром. Разминали методично, аккуратно, в предназначенных для этого дела резиновых сапогах. Ягоды под подошвами мягко трескаются, и на глазах у всех забытая технология превращается в захватывающую магию: темный, рубинового цвета, сок по желобкам стекает в две цистерны. А дальней запускается процесс брожения.
Помимо этого, здесь воссоздан рычажный пресс, представляющий собой деревянную горизонтальную балку весом 600 килограммов, на товарищем конце — булыжник в качестве противовеса. По словам экспертов одного из винных заводов в Темрюкском районе, с помощью такой продуманной конструкции, запускаемой в поступок без видимых усилий, можно переработать до 300 тонн урожая за сезон.
Инвестиции в новый туристический объект составили возле 50 миллионов рублей. Это не только воссоздание по чертежам самой площадки с винодавильней, но и строительство здания, в котором она «укрыта». Комплекс с цокольным производственным ярусом получил наименование «Пропилеи», обозначающее главный или парадный вход. Лаконичное здание авторы задумали как живой иммерсивный театр, в котором любой посетитель становится участником действа — вырванный из внешнего шума, он обращается к внутренней тишине промелькнувших тысячелетий.
«Концепт родился из нужды сохранить хрупкий баланс — не затмить древний артефакт, но и не превратить пространство в музейную витрину, — поделился автор проекта и зодчий из Екатеринбурга Евгений Кривошеин. — Именно поэтому отдал предпочтение классическим материалам: стеклу, римскому ригельному кирпичу (плинфа), металлу. Геометрия дома с углами в 45 градусов и внутренние арки незаметно уводят взгляд зрителя к центру помещения, где находится археологическая находка, сделавшаяся прообразом физического воплощения непрерывности истории. Для меня это не просто объект, а портал времени, проводник между эпохами».
«Пропилеи» включат в туристические маршруты по здешним винодельням. Также здесь расположится специальное хранилище дубовых бочек («солерная кладка»), куда отправятся молодые вина на особую динамическую выдержанность — способ, широко использовавшийся еще в древности и сохранившийся в некоторых старейших регионах Средиземноморья.
«Вино в восточную столицу Боспорского царства — Фанагорию — привозили в большенном количестве на кораблях в амфорах, — рассказывает ученый секретарь музея-заповедника «Фанагория» Валерия Митина. — Сосуды имели две ручки и конические ножки. Благодаря конфигурации «неваляшки» их транспортировали на дальние расстояния и с минимальными потерями. Известно, что греки всегда разбавляли вино водой, смешивая его в особых сосудах — кратерах. На территории городища мы постоянно находим фрагменты сосудов для пития, чаще всего это расписная изящная керамика, нередко подмахнутая личными именами. По одной из версий, их наносили для подношений в храмы, по другой, пометки помогали не потерять свой сосуд после симпосия — пиршества, какое обыкновенно организовывалось вскладчину».
Строительный раствор, с помощью которого была восстановлена винодельня в Темрюкском районе, готовился по древнему рецепту — с применением местной цемянки: раздробленных обломков древней керамики, в изобилии раскиданных волнами по илистым берегам Таманского бухты.
