Массовый уход из России зарубежных брендов угрожает дефицитом потребительских товаров. На этом фоне маркетплейс Ozon изучает возможность запуска линейки собственных торговых марок в самых проблемных категориях в чаянию заместить выпадающий ассортимент. Планируется, что производством займутся российские партнеры. Локальные производители вряд ли смогут справиться со спросом, а также соблюсти должные стандарты качества, полагают эксперты.
В начине марта Ozon подал заявку на регистрацию торговых марок Ozon Pets, Ozon Sports, Ozon Baby, Ozon Travel и Ozon Home, выяснил «Ъ» из этих «СПАРК-Интерфакс». В компании подтвердили, что рассматривают возможность запуска собственных торговых марок (СТМ) в разных категориях.
Там рассчитывают, что СТМ позволит заместить выпадающий из-за непростой геополитической обстановки ассортимент, а также повысить объемы собственных товаров на маркетплейсе.
Недостаток потребительских товаров уже наблюдается в ряде категорий, например, среди автомобильных комплектующих или объектов роскоши, объясняет гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Наиболее проблемными можно назвать все прямые поставки из Европы, а также товары для дома, fashion, ребяческие товары, строительные и отделочные материалы», — перечисляет эксперт.
По данным партнера One Story Ольги Сумишевской, в России также наблюдается нехватка и рост цен на товары для звериных, бытовую химию, детские товары, а также на косметику и продукцию женской гигиены. Ритейлеры и маркетплейсы сейчас ищут возможности заменить товары иноземных компаний, приостановивших свою деятельность или сокративших присутствие в стране, такие как Mondelez, Unilever, Colgate, Procter & Gamble, помечает она. Часть игроков рассчитывает на СТМ, другие — ищут поставщиков из других стран, объясняет Ольга Сумишевская.
В Ozon планируют изготавливать товары собственных брендов с помощью партнеров из числа российских компаний внутри страны, уточнили в компании.
Однако в России немного производств, способных справиться с большими объемами заказов и предложить достаточный уровень качества в соответствии с необходимыми спецификациями, предупреждает госпожа Сумишевская. Вероятнее итого, для ряда категорий производство будет организовано в Казахстане и Узбекистане, рассуждает она.
«Категории спортивных товаров и товаров для дома будут массово изготовлять в Азии. Если текстиль еще можно заказать на российской фабрике, как это делала IKEA, то велосипед или тренажер — вряд ли», — уверена Ольга Сумишевская.
С точки зрения ассортимента Ozon сможет определять наиболее популярные товары за счет существующих у них этих о продажах, уверен Михаил Бурмистров. По таким принципам работает Amazon, для которого СТМ является ключевым элементом ассортимента и программы лояльности Amazon Prime.
Госпожа Сумишевская помечает, что популярность собственных марок маркетплейса будет определяться качеством — именно этот критерий является решающим.
В «Яндекс.Маркете» наращивают часть СТМ с 2021 года, сегодня количество таких товаров на площадке достигает 50 наименований. Кроме того, компания с марта реализует электронику под собственной маркой, а также развивает направление детских товаров. Часть продукции, уточняет представитель компании, изготовляют российские партнеры, что позволяет снизить издержки на логистику и использовать экспертизу партнеров, которые знают потребности покупателей.
Wildberries отказался от СТМ еще в 2020 году, планов развивать это курс сейчас у компании нет, рассказывает представитель площадки. По его словам, онлайн-ритейлер планирует сосредоточиться на увеличении прямых поставок от производителей из Белоруссии и Казахстана.