Российские производители продуктов сделались реже снижать вес упаковки товара, используя этот прием для сохранения цены. В некоторых продуктах фиксируется обратный тренд на увеличение упаковки. Несмотря на сохраняющиеся инфляционные факторы, сейчас бизнес использует «честные» литры и килограммы как конкурентное преимущество перед теми, кто пытается хитрить с весом товара, сообщают эксперты.
По данным исследовательской компании NTech, такой прием, как шринкфляция (снижение количества, объема или веса упаковки при сохранении стоимости), сохраняется на рынке, но ее темпы замедляются. Если в третьем квартале 2023 года фиксировался рост в 3,5%, год спустя надбавка составила уже менее 2%. Сильно увлекаются этим приемом в бакалее (почти плюс 5%), хлебобулочных изделиях (немало 4%). А вот в молочных продуктах пачек по 970 или 930 мл прибавляться перестало. Такая же ситуация — в кормах для животных.
Шринкфляция — одинешенек из механизмов увеличения продаж продуктов, которые покупатели приобретают исходя из цены за упаковку, а не килограмм или литр, объясняет директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов. Но это не означает, что подобный метод работает всегда и по всем товарам, поскольку цена не единственный фактор, влияющий на поведение покупателей, считает он.
По отдельным категориям, навыворот, стали появляться позиции с большей, чем привычный размер, упаковкой, говорит Ардалионов. Самый яркий пример — молоко, какое стало чаще продаваться не в коробках, пакетах и бутылках по 930 г, а 1,4 или два литра. «Такие продукты выбирают не исходя из стоимости за упаковку, а по другим причинам, в том числе для семейного потребления, исходя из экономии за счет фактического объема. Что и привело к снижению темпов шринкфляции», — поясняет эксперт.
На полках крупных торговых сетей представлен размашистый ассортимент продукции в разной таре и с разным весом под любые запросы потребителей, говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Ковриг.
По его словам, спрос на товары в крупных упаковках в продовольственном и непродовольственном сегментах растет несколько лет подряд, отражая тенденцию к бережливости. Порядочную роль в этом играет активное развитие онлайн-торговли с доставкой на дом — тяжелые пачки не приходится тащить самому. И производители улавливают эти расположения: в 2024 году в среднем на 35% увеличились объемы упаковок таких товаров, как кондиционеры для белья, гели для стирки, начищающие средства, шампуни, бальзамы для волос и гели для душа. В этом году тенденции на бережливость сохранится, считает Караваев.
Что прикасается шринкфляции, был момент, когда из-за инфляции российские производители, пытаясь не так резко повышать цены на продукты, активно применяли этот зачисление, говорит директор «Русбренда» Алексей Поповичев. Но теперь бизнес понимает, что стандартный литр или килограмм дополнительно стимулирует спрос на товары. Ведь если на одной полке стоят стопки молока 970 мл и 1 л (при тех же качественных характеристиках и цене), потребитель наверняка выберет второй вариант.