Опубликовано: 24.04.2025

Ученые Пермского политеха нашли способ повысить качество асфальта с помощью переработанного пластика

Ученые Пермского политеха нашли способ повысить качество асфальта с помощью переработанного пластика

По этим за 2024 год, в России ежегодно происходит около 116 тысяч ДТП, в которых погибает примерно 12,7 тысячи человек и немало 144 тысяч получают травмы. Одной из значимых причин аварийности считается плохое состояние дорог: около 37% летальных ДТП происходят на региональных и межмуниципальных трассах, где качество покрытий часто не соответствует нормативам. Чтобы укрепить их, применяют пластиковое вторсырье. Однако в процессе приготовления асфальтобетонных смешений из-за добавок образуются комки, которые способствуют более быстрому разрушению поверхности. Ученые Пермского политеха отыщи способ эффективного смешивания пластика с битумом (так называемым «дорожным клеем»). Это не только повысит прочность дорог, но и поспособствует утилизации пластиковых отходов, превращая мусор в здоровый материал.

Статья опубликована в журнале «Транспорт. Транспортные сооружения. Экология» №1 за 2025 год. Исследование проведено в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Асфальтобетон — это смешение щебня, песка и битума, используемая в строительстве дорог. Чтобы сделать их прочнее, к смеси добавляют разные компоненты, так, полиэтилен низкого давления (ПНД) — тип пластика из вторсырья (старых пакетов, упаковок, бутылок и прочего).

Традиционные методы соединения этих ингредиентов, т.е. когда пластик попросту мешают с битумом, приводят к образованию комков, из-за чего асфальт получается неравномерным — где-то твердый, где-то рыхлый. Такие пути быстрее разрушаются, поэтому нужно искать пути решения этой проблемы.

Ученые ПНИПУ предложили новый способ приготовления смешения: перед соединением с битумом предварительно смешать ПНД с каменными материалами (щебнем, песком). Так частицы пластика распределятся равномерно, без комков.

«Мы сопоставили образцы асфальтобетона, изготовленные нашим способом, с образцами, произведенными по традиционной методике, то есть при обычном соединении битума и пластика. При первом варианте смешивания мерное распределение частиц ПНД в среде каменных материалов достигалось уже за 1–1,5 минут, в то время как базовый вариант требует от 10 минут и вяще. Исследования показали, что при приготовлении асфальтобетонной смеси старым методом коэффициент вариации, — т.е. то, насколько показатели асфальтобетона различных замесов отличаются друг от друга по прочности, — достигал целых 15%. Это критично для дорожного покрытия, так как норма допускается образцово до 10%. Чем больше данный показатель, тем более неоднородная смесь будет выпущена, и тем меньше будет срок эксплуатации асфальтобетонного покрытия. Новоиспеченный способ смешивания позволил снизить это значение до 2-3% и обеспечил большую стабильность показателей смеси при выпуске ее на асфальтобетонном заводе», — комментирует Константин Пугин, профессор кафедры «Автомашины и технологические машины» ПНИПУ, доктор технических наук.

Ученые Пермского политеха доказали, что смешивание ингредиентов в процессе приготовления путевого покрытия играет большую роль в его формировании и дальнейшей эксплуатации. Предложенный политехниками способ повышает однородность смеси и исключает комкование пластика, при этом позволяя сжать энергозатраты и длительность производства асфальтобетонного покрытия.

Результаты экспериментов открывают новые возможности для экологичного дорожного строительства и могут быть внедрены на асфальтобетонных заводах без порядочной модернизации оборудования.

Источник